Горный Алтай 2024
Очень сложно выбрать первое фото для отчета, самое главное, самое красивое, которое займет почетное место на титульном листе, ведь сотни фотографий достойны этого… Я выбрал это. Здесь и вода, и горы, и лес, и теплые осенние краски. Температура в тот день была +2. Это озеро Оськина. Координаты: 51.37631, 86.69507
Здравствуйте, друзья! Вторая центральная поездка 2024-го года завершилась, мы вернулись, разобрали вещи, обслужили автомобили после поездки, переделали самые важные дела и, пока свежо придание, я сел за написание отчета по маршруту: Москва- Киров-Пермь-Екатеринбург- Омск- Новосибирск- Барнаул- Эдиган-Сайганош-Альбаган-Олежкино озеро- озеро Оськина-перевал Саганы-Каракокша-Чоя-Артыбаш/Иогач – Телецкое озеро- долина реки Чулышман-Кату-Ярык- Улаган- Акташский ретранслятор- Акташ – Барнаул – Новосибирск – Екатеринбург – Пермь – Киров – Москва. Всего чуть более 10000 км и 23 дня в пути. Традиционно усаживайтесь поудобнее, наливайте любимые жидкости в чашки-кружки и погнали!
День 0. 23.08.2024
Я взял за правило выезжать на маршрут на день раньше срока и вот этот день именно такой: выспался, не спеша позавтракал, набросал план действий на листок бумаги и начал собираться в дорогу. Вещей не много – поясная сумка с документами и ключами, ежедневник – бортовой журнал и косметичка с мыльно-рыльными принадлежностями, вот и все мои вещи. Заехал на рынок за овощами и в ближайший магазин за продуктами на первые три дня пути. Основная закупка будет позднее, в Омске и Барнауле, а пока, чтобы не перегружать машины и не томить продукты в жаре, поедем налегке. К 11 часам ко мне в гараж приехал Сергей Неверов, он оставляет машину у меня в гараже на время нашего путешествия.

Перегружаем его вещи, раскладываем по машине запчасти и продукты, еще раз всё перепроверяем, осматривая внимательно опустевшие полки и, убедившись, что ничего не забыли, закрываем ворота гаража и выезжаем в сторону Ярославского шоссе, а затем в сторону Переславля-Залесского на дачу к нашим друзьям – семье Звиняцковских. На даче у Ильи классно! Тихо, спокойно и уютно! Мне очень нравится стартовать от него, никаких пробок московских, никакой суеты, сразу правильное внутреннее спокойствие и позитивное настроение!
Через какое-то время приехали еще несколько участников нашей экспедиции – это Андрей, Гошан и Максим.
Вместе поужинали плотно, засластились и разошлись по спальням отдыхать, подъем в 6:00, выезд в 7:00.

День 1. 24.08.2024

Первый день он очень классный, всё ещё впереди, все бодры и веселы, машины обслужены, футболка чистая, лицо побрито… едем, наслаждаемся ощущением предстоящих приключений, без перерыва болтаем по рации, давно не виделись, соскучились, делимся информацией и произошедшими событиями. Не доезжая Ярославля ушли на Кострому, сделали остановочку на АЗС в Поназырево, в Слободском ремонт дороги и пробка на 1,5 часа. Стемнело. По плану ночевка в Белой Холунице на одноименной реке, она образует разлив, по размерам соответствующий небольшому озеру. Здесь мы встречаемся с еще одним экипажем – Славой и Женей из Кирова на Красном Патруле. Также к нам на встречу приехал Дима из Омутнинска. Суббота, отдыхающих много, но полянку под нашу небольшую компанию мы нашли, установили лагерь и за разговорами Слава с Женей приготовили потрясающий Том Ям. Я вкуснее никогда не ел. Всё, что я пробовал до этого – жалкое подобие этого блюда!


За день проехали 900 км.
День 2. 25.08.2024
Проснулись пораньше, я искупался, вода хоть и не суперчистая, но освежиться – чистое здоровье! Быстрый завтрак, оперативные сборы и мы мчим в составе уже 4-х экипажей в сторону Перми, а затем на точку следующей ночевки и встречи с экипажем их Екатеринбурга – карьер, недалеко от поселка Билимбай. На подъезде лютые пробки, связанные с ремонтом дороги, поэтому как не старались, приехали в сумерках, но зато на всё готовое! Жека приготовил наивкуснейший плов, которым с удовольствием поужинали, на десерт заточили арбуз, который я вез из Москвы, и он мне очень мешался, т.к. лежал на пассажирском коврике и постоянно катался туда-сюда. Сюда же приехали на встречу увлеченные путешественники, с которыми мы душевно пообщались. Также в этом месте мой экипаж стал полноценным, соседнее кресло занял наш друг и оператор из Уфы – Игорь. Команда растет, нас уже 5 экипажей!


За день проехали 760 км.
День 3. 26.08.2024
Ночью прошел дождик, всё мокрое, зато воздух чистый и свежий. Искупались в карьере. Вода очень прозрачная и обладает приятным нежно-голубым цветом. Позавтракали пловом, который за ночь настоялся и стал еще вкуснее!
Пять экспедиционных машин колонной смотрятся внушительно и притягивают взгляды окружающих, многие одобрительно показывают большие пальцы в окошки. Приятно!
Мчим в сторону Омска, точнее в поселок Иртышский, где нас ждет еще один экипаж, в составе Виктора и его 9-летнего сына Леонида. Пробег более 1000 км, приезжаем в темноте, еще ведь и часовые пояса сменяются, отнимая у нас часть светового дня.



…Паркуем машины, располагаемся в доме у Виктора, места всем хватает с запасом. На столе вкусности и угощения. За столом засиделись допоздна, но завтра нам никуда не ехать, поэтому можем себе позволить.
День 4. 27.08.2024
Дневка в п. Иртышский. Во-первых, у Славы закапризничала АКПП. Мы по дороге нашли и купили новую (в смысле другую, контрактную) и ее надо было заменить, во-вторых надо было купить кое-какие продукты в КБ и Пятерочке, еще мне нужно было починить одно колесо, оно подтравливало и я поехал на шиномонтаж. Кстати, если кому нужны контакты качественного шиномонтажа и мастера по ремонту АКПП, обращайтесь, всё есть!
Вечером устроили застолье. Было клёво, спали крепко!


День 5. 28.08.2024
По московскому времени встали в 4:30 и уже в составе шести экипажей, но еще не в полном составе, выехали в сторону Барнаула. Дорога известная, катимся не спеша, сегодня у нас не очень большой пробег – 860 км, поэтому находим время для встречи с единомышленниками. Пообщались, заодно пообедали и помчали дальше.

Место для ночлега нам подсказали друзья из Барнаула. Это Большечеремшанское водохранилище. От трассы около 20 км и въезд платный, через шлагбаум, но место классное, спокойное и тихое. Туда приезжают местные жители на выходные, порыбачить или просто отдохнуть. Есть беседочки, бочки для мусора и туалет.

Чем закончился вечер не помню, но с чего началось утро помню хорошо…
День 6. 29.08.2024
…так вот, утро… Сквозь сон, еще не слишком отчетливо в сознание проникают знакомые голоса, вроде бы знакомых людей… пытаюсь угадать, еще не до конца пробудившись, владельцев этих голосов… Хочется еще подремать в теплом и уютном спальнике, но любопытство берет верх и прогоняет остатки сновидений. Открываю глаза, натягиваю на ноги дежурные шлепанцы и выбираюсь на свежий воздух, в лагере пополнение – Оля из Екатеринбурга и Павел из Питера. Они прилетели в Барнаул, а до нас доехали на такси. Теперь не хватает лишь одного участника – Матвея, за ним умчал Гошан и встретимся мы все вместе уже где-то в районе Бийска.
У стелы делаем несколько фоточек


На улице жара на грани комфорта. Свернули на Чуйский тракт, давненько мы тут не бывали, останавливаемся у ключевых мест, делаем фоточки, настроение кайфовое!


В Сростках обязательная остановка! Покупаем пироги! 15 человек по 4 пирога каждому = 60 штук. Создаем приличную очередь и привлекаем внимание окружающих задорным хохотом и шутками-прибаутками=) Машины, сильно выделяющиеся на фоне остальных транспортных средств, добавляют интереса к нашей веселой компании. Перекусив наивкуснейшими пирожками, едем кормить наши авто, заправляя их под завязку. Маршрут в нашем понимании не слишком продолжительный, но солярки много не бывает, пригодится. Сворачиваем на Эдиган, спускаем давление в колесах и прощаемся с асфальтом на две недели. Впереди нас ждут приключения!
От Эдигана, вдоль реки Кайнзара отъехали километров 10 и решили остановиться на ночлег, т.к. дорога начала набирать высоту, а мы побоялись, что наверху могут быть трудности с водой, а тут как раз и полянка хорошая и ручей течет чистый и ледяной. Делюсь точкой – 51.05086, 86.40545.
Место проходное, популярное, встретили семью на квадриках и экипаж на Патруле. Поздним вечером зарядил ливень, такой силы, что всё внутри нашего шатра всплыло=) Сухая полянка превратилась в танковый полигон. Ну и ладно, не страшно. Поужинав хорошенько разошлись по палаткам. Воздух ощутимо остыл, изо рта шел пар, температура ниже +5 градусов.
День 7. 30.08.2024
Первое утро вне цивилизации. Воздух чистейший, виды потрясающие, солнышко нагревает всё вокруг, от земли поднимается плотный пар, наш лагерь частично в тени, закрыт от солнца высокой сопкой, наливаем крепкий душистый чай и идем по холодной и мокрой от дождя траве за границу тени. Кайф-то какой, не то что уходить, двигаться не хочется, а глаза жадно осматривают все вокруг, какая же красота!






После завтрака достали бумажные карты, привязались, сделали первую съемку карт, еще раз позавтракали, немного подсушили палатки, собрались и начали подъем на перевал у подножья которого мы ночевали. Дорога простая, широкая, без подвоха, местами промоины локальные, местами россыпь камушков, крупнее среднего, едем по сторонам смотрим, видео снимаем… Минут через 30 забрались на самый верх, вышли из машин и жадно осматривали открывшуюся панораму.



Как вам такие виды?
Мы сделали получасовую остановку на фотосессию и сбор кедровых шишек.
Продолжили движение, наслаждаясь окружающими пейзажами :



В какой-то момент, мы остановились, заглушили моторы, взяли какие-то вкусняшки из машины, сели прямо на траву и долго смотрели вдаль. Такие моменты запоминаются на всю жизнь. Такие эмоции не купить и не украсть, у этих эмоции нет стоимости, а есть только ценность!
Затем был спуск, камера плохо передает углы и масштабы, но тем не менее:

На ночлег остановились у подножья перевала Сайгонош. Координаты 51.19533, 86.57254

День 8. 31.08.2024
Хорошая полянка для лагеря, большая, ровная и сухая. Вообще с местами для стоянок на этом маршруте, мягко говоря, не очень, а для нашей компании надо хотя бы метров 500 квадратных. Таких стоянок очень мало, можно по пальцам пересчитать.
Традиционно плотно позавтракали, собрались и поехали знакомиться с первым сложным участком – перевалом Сайгонош. Это то место, где предшествующие экспедиции-первопроходцы долго искали вариант спуска, другими словами пробивали дорогу, это то место, где на видео в Ютюбе машины спускали на веревках, при помощи спусковых устройств. Конечно, мы были в легком волнении от предстоящей встречи со сложным участком, вечером обсуждали возможные варианты спуска, тактики и техники прохождения. Но прежде чем начать спуск с перевала, на него надо забраться! Погода поменялась, пошел средней интенсивности дождь, температура около +4, под колесами мокрые, скользкие камни на глиняном основании. Одним словом, достаточно скользко. Плюс ко всему условная дорога почти всегда имеет уклон, который гарантирует крен автомобиля. В совокупности дорога не сложная в сухую погоду, но становится интереснее в мокрую. Едем медленно, аккуратно, не торопимся, стараемся минимизировать ошибки. Основная неприятность – в березке и в траве абсолютно не читаются камни, а их очень много, поэтому контакты с элементами подвески и редукторами мостов – дело обычное. Исходя из этого едем медленно, и если и не заметил камень, то просто ткнулся в него, а не налетел. Мне спокойнее всех, т.к. я перед поездкой основательно усилил переднюю часть редуктора, одев его в стальную броню толщиной 10мм., а заднюю рулевую тягу надежно прикрывает защита, которая прошла испытания на Кольском полуострове месяцем ранее. Забегая вперед скажу, что и этот маршрут тяга прошла без повреждений, благодаря качественной защите.
Ну, ладно, добрались до подножья, начали штурм. Угол подъема не опасный, но достаточно крутой, ступеньками и с камушками. На фото выглядит вот так, но вы же знаете, что фото передаёт не 100% от реальности, поэтому додумывайте=)

В целом поднялись легко и не принужденно. Без экстрима. Своим ходом не заехала машина на АТ-шке, оно и понятно, ХТ-шная резина гораздо лучше цепляется за покрытие, не страшно- подлебедили немножко. И открытием, с приставкой минус, для нас стало поведение Максис Трепадор 37, на 1.0 атмосфере: покрышка без усилий проворачивалась на диске, точнее наоборот, диски вращались, а покрышки стояли на месте! Это что за фигня??? Ощущение, что посадочный размер шины не соответствует посадочному размеру диска! На 1.0 атм!!!! Всякое мы видели, но такое Г… впервые. Не хочу больше ничего говорить про эту модель, но без распорных колец или тайрлоков ставить это никому не рекомендую. Это просто опасно! На видео всё будет, на фото, понятное дело, показать не смогу. Впоследствии мы с этим комплектом колес так намучались, что было желание сжечь его на хрен!
Фуууу, я спокоен=)
Забрались наверх. Красота, ляпота! Пофоткались на календарик, бахнули чего-то вкусненького и помчали дальше…

…а дальше его величество спуск… Выглядит сверху вот так. Нам в самый низ, в долину реки Сайгонош



Спуск хорошо читается, благодаря предыдущим экспедициям, состоит он из нескольких участков- ступенек, где наклонная часть чередуется с пологими площадками. Визуально ничего опасного или сложного мы не увидели, но ради безопасности и для исключения каких-то нежданчиков машины отвешивали. Тут нужно сделать пояснение, что машины у нашей команды и предшествующих групп сильно отличаются, у каждых свои плюсы и свои минусы. На подобных склонах большие длиннобазные машины с широкой колеёй чувствуют себя намного увереннее, чем маленькие, поэтому спускались мы весело и задорно, даже пускали машины в скольжение, хулиганили одним словом=)
На фото выше, Андрей, который спустился на один «этаж» и ждет следующую машину. Он бодр и весел, на лице ни тени тревоги или беспокойства=)
Заранее приготовленное спусковое устройство так из багажника и не достали, ни на этом перевале, ни на следующем. Если что, можем дать на прокат!
Внизу маленькая болотинка, а за ней место для обеда, обустроенная и стандартно загаженная полянка. Пока подогревался обед, собрали большой мешок мусора, оставленный горе-туристами.

После обеда, приступили ко второй части спуска, которая нам показалась интереснее первой, угол круче, места для маневра меньше и крупные камни, фигурально выражаясь некий узкий тоннель из крупных и острых камней, внутри которого необходимо маневрировать, без возможности изменить глобально траекторию. Судя по количеству отломанных запчастей, валяющихся слева и справа, этот участок понравился не только нам=). Все отломанные и брошенные детали собрали и увезли с собой. Также на склоне нашли полную литровую бутылку домашней настойки=) Трофей, однако!
Спустились удачно, каких-то значительных трудностей нам доставил на выходе только короткий и не удобный ручей со ступенькой, где наши габариты играли против нас, поэтому слегка помяли несколько правых подножек.

Фото уже внизу, перевал прошли, ищем место для стоянки. Время еще было, поэтому отъехали прилично, прежде чем нашли приглянувшуюся стояночку на реке Тюрдем. Координаты лагеря: 51.19270, 86.70586
За день прошли порядка 15 км.
День 9. 1.09.2024
Первый день осени, прощаемся с календарным летом. Решили устроить дневку, т.к. душа требовала праздника. Костер, гитара, красивые виды… Слава еще раз, по просьбам участников, приготовил божественный Том Ям. Я, кажется, начинаю любить острое=)) Про острое: глубоко порезал палец, об стекло, прибираясь на полянке, бывает… Еще прикол, вспомнил: предыдущие дни, после закупки продуктов, не могли найти то один ингредиент, то другой, но т.к. они были не слишком важными, не обращали на это внимания, мол, потом найдется, у кого-то да лежат в машине…а тут Дикий сообщает, что у него последний десяток яиц. Это нормально, потому что у Жеки, было не больше 20 упаковок по 10 штук, а основная партия должна быть у Виктора, кажется у него. Но, оказывается, у Виктора их нет…и вообще ни у кого их нет..!!!! Тут методом не хитрых размышлений мы сходимся на том, что одну тележку мы забыли в супермаркете… Мы без яиц! Это катастрофа=) Всё, что угодно, только не яйца! Они у нас всегда в рационе и как жить без них, мы не представляем. Это было самой большой трагедией на этом маршруте. Альбаган без яиц. Ладно, пошутили, попереживали, что теперь делать-то?! Потерпим. Придется говядину есть не только на ужин, но и на завтрак.
День. 10. 2.09.2024
Всю ночь лил дождь, лил качественно, вода стояла лужами даже на поляне. Всё мокрое, брррр, температура +3, но Андрей всё ещё в шортах=)
Выехали поздно, т.к. торопиться нам было некуда, мы опережали наши собственные планы, поэтому в этот день решили доехать до подножья перевала Альбаган и там встать лагерем, а на следующий день идти на штурм. Перевал Альбаган второй сложный участок маршрута после перевала Сайгонош. Сложность его мы оценить не могли, точнее, фрагменты видео мы смотрели, общая картина была плюс-минус понятна, но ведь этого недостаточно, поэтому выводы мы не спешили делать, точнее вообще их не делали, а действовали логично и согласно обстановке. Остановились на неудобной, но единственно возможной полянке в долине реки Южеме. Координаты: 51.26582, 86.71284Сверху включили снег, все вокруг немедленно стало белым. Завтра будет приколько… Перевал Щелка по снегу..=)) Ну, что ж, утро вечера мудренее…


Андрей по-прежнему в шортах.

В шатре тепло, уютно и конечно же вкусно!

Танцы с бубнами (Трепадорами) продолжаются… Разобрали это недоразумение, помыли и посадили на стекольный герметик. Я помню, как однажды, мы впятером пытались снять с диска Гудрич КМ-2: у нас ничего не получалось, мы наехали на резину колесом другого автомобиля, а лебедкой потянули за диск и то не получилось разбортировать колесо, а это разбирается и собирается одной монтажкой, будто диск на 17», а резина на 17,5=)). В общем приклеили и оставили в тепле на ночь, чтобы герметик засох получше.
День 11. 3.09.2024
Снег. Много снега. Температура -2.


…в резиновых сапогах стало откровенно скользко, камни и без того не было видно, а теперь, под снегом, стало еще веселее и это условно внизу, а что будет на перевале? Там ведь прилично выше – 2166 м. над уровнем моря, да и визуально было видно, что там сильная метель. Видимо, природа и погода решили проверить нас на прочность. Ну и ладно, главное позавтракать плотно, с остальным как-нибудь разберемся. Собирать замерзшую палатку – гадость! Шатер во льду – тоже гадость! Первые метры дают понять, что шины больше не цепляются за обледеневшие камни. Прикольно будет! =)
До начала подъема просто дорога, без сложностей, за час, с учетом съемки доехали. Дальше начинается подъем, не слишком крутой, не сложный, но снег метет так, что щекам больно.


На вершину перевала заехали, пофоткались, прошли ногами метров 50 вниз для знакомства со спуском и потихоньку начали движение.

Про спуск даже и не знаю что рассказать…

Дорога состоит из «живых» камней разного размера, некоторые очень большие, из-за снега камень и дорога в целом скользкие, уклон не значительный, крены терпимые, нам немного было тесно и с первого раза мы не вписывались в шпильки поворотов, приходилось делать маневр в два движения. Спуск, включая фотосессии занял не более 2-х часов. Сначала решили пообедать на спуске, спрятавшись от ветра, но ветер был настолько не комфортным, что мы решили пообедать внизу, а когда спустились, решили, что до предполагаемого места стоянки остается километров 5-6 и сразу там и пообедаем, и поужинаем. Через час мы были на Олежкином озере.

Поставили лагерь…

Приготовили супчик…

Вечером костер, гитара, разговоры…тепло и вкусно..

За день прошли около 8 км.
День 12. 4.09.2024
Вечером решили, что сделаем дневку. Во-первых, движемся мы быстрее запланированного и такими темпами скоро выйдем с маршрута и попадем в цивилизацию, а нам этого не хотелось и во-вторых, напротив озера расположилась очень интересная гора под названием Зуб, высотой 2526 метров. А чего бы на нее на сходить, если погода позволит!? Выспались, плотно позавтракали, собрали рюкзачки и небольшой группой отправились на гору. С места нашего лагеря она казалась не сложной, мы даже прикинули траекторию подъема, по гребню, что слева.

Гора оказалась сложнее, чем казалась со стороны. Точнее, она не сложная, но опасная, гора сложена из курума, под ногами ничего стабильного, плюс очень скользко. Несколько раз посещали мысли остановиться и развернуться, но мне хотелось дойти на самый верх и там сделать закладку. Мы дошли. Закладка там. Погода дала окошко! Подробности будут в видео на нашем канале.


Поднимаясь на гору, забираясь все выше и выше по ее хребту, делаем вынужденные остановки на отдых и сбор растянувшейся группы и в эти минуты смотрим по сторонам на открывающиеся взору новые и новые панорамы. Чем выше поднимаешься, тем масштабнее и полноценнее картина вокруг нас. И в одну из таких остановок Слава произносит слова, которые сохранились в моей памяти до сих пор. Он сказал дословно следующее: «Мы сейчас видим то и наслаждаемся тем, ради чего сюда стоило ехать! Не ради оффроуда, не ради автомобильного маршрута, а ради того, на что мы сейчас смотрим.» И я с ним полностью согласен. Эта небольшая гора сделала наш маршрут. Погода позволила посмотреть сверху вниз на окружающие красоты и в очередной раз почувствовать себя ничтожной песчинкой в этом мире и мире больших гор.
Радиалка на гору Зуб заняла от лагеря до лагеря 7 часов 30 минут, вертикальный набор и последующий спуск составили 880 метров, по данным со смарт- часов я сжег 5481 ккал. Это много, даже с учетом погрешности.
Вернувшись в лагерь искупались в ледяной воде озера и остаток дня провели в шатре поглощая всё, что не приколочено, восполняя потери организма.
День 13. 5.09.2024
Главное событие этого дня – день рождения нашего друга и, по совместительству, оператора этой поездки – Игоря! Поздравлять будем вечером, а пока смотрите фото, вдруг кто-то не знает, как он выглядит:


С Игорем мы познакомились неподалеку от Дальних Зеленцов, несколько лет назад, это была и случайная и судьбоносная встреча одновременно, теперь, по мере возможностей путешествуем вместе!
Сегодня очень короткий ходовой день, всего-то 10 километров. Нам нужно переехать от Олежкина озера до озера Оськина. По пути были разного рода сложности, но шутками- прибаутками всё проехали, со всем справились.




Ехали не спеша, по сторонам смотрели, делали частые остановки на фотосессии. Погода не жаркая, но комфортная, около +5.
А вот и озеро, последние 500 метров – это настоящий лабиринт, в котором только один вариант движения верный, прикольная была головоломка!

Как водится, быстренько поставили лагерь, наладили быт…

… и давай всякие вкусности готовить!


В качестве главного праздничного блюда Жека приготовил свой потрясающий фирменный плов! Жека делает его таким вкусным, что сфоткать финишный вариант не успеваем=) День варенья отметили весело и позитивно, фоток не прикладываю, потому что все знают главное правило: что было на маршруте, остается на маршруте!=) На том и спать разошлись, под утро.
День 14. 6.09.2024
Еще один запомнившийся день из этой поездки. Днёвка, стоим на озере. Причин несколько: во-первых, до выхода с маршрута остается один ходовой день, а спешить нам откровенно некуда, т.к. в Йогач/Артыбаш мы должны прибыть 8-го вечером, т.к. паром у нас заказан на утро 9-го сентября, во-вторых, к нам на встречу должен приехать Виталий Юрьевич, он же Самовар, из Новосибирска. Во время подготовки к этому маршруту он вышел на связь и мы договорились о месте и дате встречи. Никаких срочных задач у нас не было, машины не требовали ни ремонта, ни обслуживания, поэтому я решил сходить еще на одну гору, которая расположилась по соседству, точнее мы расположились с ней по соседству. Это гора Верховье Куба. Высота горы, прикольная штука: на Топокартах – 2371 метр, в приложении Gaia gps-2319, а часы показали 2361. Вот такая вот путаница в картографии, никому эти точности нафиг не нужны, по факту. Команда собралась из 4-х человек: я, Павел и Виктор с сыном – Лёней. По изолиниям на картах дорога будет чуть длиннее, но гораздо легче в плане набора высоты. Идем, не торопимся, бережем силы, смотрим по сторонам, делаем фото и видео заметочки. Я умышленно подтормаживал группу, чтобы участники не устали раньше времени, мне хотелось, чтобы Леня зашел своими ногами на первую в своей жизни гору, на первую значимую высоту, чтобы посмотрел вокруг с вершины и в сознании появилась осмысленная засечка о цене и ценности того, что мы делаем и что получаем взамен, а также чтобы сам оценил, в силу своего возраста как прекрасен мир вокруг и как много зависит от точки зрения, ведь вид под горой и с горы сильно отличаются!

Если увеличите фото, увидите наш лагерь.

Промежуточная точка, дошли до ледника, на котором увидели свежие следы взрослого медведя.

По мере набора высоты и приближения к вершине было понятно, что в погодное окошко мы успеваем, небо хоть и переменчивое, временами хмурое, но достаточно стабильное и резкого ухудшения не предвиделось. По пути нашли очередной фрагмент космического аппарата, фото нет, а видео сюда не вставить, так что в фильме увидите. Еще, по пути, дважды ошибались с вершиной=) вроде смотришь на карту, потом глазами и вот же она, вершина, забираешься, а это не она, она чуть дальше=) Но в конце концов дошли, на верху даже триангуляционный знак стоит, а вот на горе Зуб не было. Странно. По какому принципу их ставят? Ведь Зуб выше! Обычно на наивысших точках их размещают. Знак очень старый, деревянный, почти развалился, погода здесь не подарок. Судя по каменным пирамидкам, посетители сюда забредают не слишком часто, на Зубе их больше.

На самой вершине, прямо под знаком сделали закладку. Я думаю, тот кто за ней придет, прочитав этот пост или в последствии посмотрев фильм, больше кайфанет от видов, чем от содержимого тайничка, ведь с этой точки есть чем полюбоваться! Спрашиваю у Лёни:
-Лень, как ты думаешь, сколько 9-летних пацанов забирались сюда за всё время?
Леонид немного подумал и ответил: два!
Его математика меня застала врасплох=) Я надеялся на другой ответ, но Леонид парень дипломатичный и его ответ это подтверждает!
На вершине пробыли минут 15, полюбовались красотами, поздравили друг друга с маленьким, но все же восхождением, а у меня в голове опять пронеслись Славкины слова: «…вот только ради этого стоит сюда ехать, ради этих видов» и ради этих эмоции…
Вызвали по рации лагерь, связь устойчивая, приём 5 из 5, хотя расстояние приличное! Лагерь сообщил, что приехал Виталик Самовар, встречаем хлебом-солью, ждем вас. Мы начали спуск, вниз двигаться гораздо быстрее и легче, но надо быть осторожным, чтобы не поскользнуться, чтобы не подвернуть ногу. Часа за 2, а может и быстрее спустились, по дороге я приметил место, где очень много кедровых шишек валялось на земле. В лагере красота! Еда готова, стол ломится, в шатре тепло и уютно. Я искупался в озере, переоделся во всё чистое и сухое – кайф! Теперь можно и чайку с дороги с шоколадкой, а потом пообедать и кофейку с шоколадкой на десерт=) Так жить можно! За разговорами просидели до поздней ночи и разошлись по палаткам.
День 15. 7.09.2024
Ночью творилось что-то страшное: шел снего-дождь, сверкали молнии, дул сильный ветер. А еще ночью приходил гость косолапый и оставил между палатками на самом видном месте «гостинец».

Никто его не слышал, но ошибки быть не могло.

Собрались, выехали в сторону цивилизации, без плана на день, до куда доедем, там и заночуем, времени у нас в достатке. От озера Оськина до Ашпагачских озер есть несколько прикольных участков дороги со сложным рельефом, на одном из таких участков мы проковырялись часа три, не меньше. Можно было бы быстрее, но с нашими габаритами пришлось бы пилить деревья, а этого не хотелось делать, кедр всё-таки не ольха какая-нибудь, его жалко.



Прошли поворот на Каракокшинские пещеры, выехали на дорогу, по которой ехали в 2017-м году, дорогу не узнать, теперь это размешанный танковый полигон с десятками отвороточек и объездочек. На этой дороге слышим в рацию, что у Гошана что-то с колесами… С нашими любимыми колесами=) Два колеса пустые по левой стороне… Трепадоры проткнуть это нужно быть очень невезучим человеком, значит что-то другое. С Гошаном остаются два экипажа – Слава и Дикий, мы же едем вперед с задачей найти подходящее место, установить лагерь и начать готовить ужин, т.к. сколько времени займет ремонт или замена колес, не понятно, а день короткий, темнеет стремительно. Решение было верным, ребята приехали в лагерь уже с включенными фарами, через 5-10 минут была кромешная тьма. Колеса целы, просто резину отжало от диска и они резко сбросили давление и конечно же наелись глины по ободу. Вечером и ночью туда-сюда мимо нас проезжали то квадрики, то Урал, то еще какая-то техника, это местные предприниматели, специализирующиеся на сборе кедровой шишки, их так и называют – шишкари.
День 16. 8.09.2024
Ночью выпал снег, но на утреннем солнце быстро растаял. Собираться было вообще не охота. Не охота качать колеса, не охота выезжать на асфальт. На асфальте другие машины, знаки какие-то, правила, светофоры… Без всего этого так прекрасно!


Жека с Максом сняли заднюю рулевую тягу, чтобы вернуть ей прежнюю форму, я под прикрытием сушки палатки ничего не делаю, Паша с Игорем снимают карту… Никому не хочется покидать эти места.
Но делать нечего, надо ехать, маршрут не заканчивается, впереди есть еще интересные открытия и ближайшее из них – Телецкое озеро, на котором мы никогда раньше не бывали.
Перемахнули перевал Саганы, вышли на грунтовку, в Каракокше попрощались с Виталиком и взяли курс в сторону Артыбаша. С заходом солнца были на месте, всё по графику. Встать лагерем в этом оживленном и насыщенном туристическом районе негде, а вставать завтра очень рано, чтобы попасть на паром к 5:30, поэтому снимаем на ночь большой дом на всю нашу компанию. На ужин купили пельменей. Много пельменей. Было вкусно! Еще принять горячий душ после стольких дней тоже кайф, как ни крути- кайф!
День 17. 9.09.2024
Будильник. 4:50. Надо вставать и оперативно собираться. Мысли в раскоряку. Кофе на ходу, вещи по машинам, бегло осматриваем дом на предмет забытых вещей и выезжаем. Вещей всё равно оставили прилично=) К месту погрузки приезжаем минута в минуту. Пунктуальность – важное качество и правильная привычка! На улице еще ночь, грузимся на паром, располагаемся в кают-компании, слушаем инструктаж и ТБ и…начинаем готовить завтрак прямо в помещении на нашей большой сковороде. Пока завтракали рассвело, посмотрели по сторонам, озеро как озеро, я его представлял почему-то более могущественным. Лично меня не впечатлило, может быть уже от увиденного глаз замылился или резистентность появилась, в общем я спать завалился. Идти по воде до ЮБТО нам не менее 6 часов, а там как с погодой повезет…Сон на воде прекрасен!



Я выспался, погода была благоприятная и паром причалил вовремя. Мы выгрузились, попрощались с капитаном и командой и потихоньку пошуршали по долине реки Чулышман. Вот тут, хочу вам сказать, очень красиво! Первая мысль, которая родилась в голове сразу нескольких участников, что сюда нужно обязательно вернуться еще раз, можно даже на гражданских автомобилях, бездорожья тут нет, а вот виды шикарные!



Как вам селфи-палка?=)

Лагерем встали прямо у реки, место классное, здесь можно было бы в хорошую погоду и пару дней постоять, поставить стулья на свежем воздухе, повернуться к солнышку, налить что-нибудь в кружку и просто наслаждаться окружающими пейзажами и жизнью в целом!
День 18. 10.09.2024
Жара. Выспались. Паша приготовил на завтрак яичницу по-питерски, неторопливо позавтракали, выпили кофе, еще раз насладились окружающими нас пейзажами и выехали в сторону перевала Кату-Ярык. Дорога максимально красивая, единственное пыльная очень, нужно держать дистанцию, чтобы пыль хоть немного осела. Остановились в местном магазине, выбор не велик, но полторы сотни яиц продать нам смогли, жить можно!





Не спеша доехали до всем известного и очень популярного перевала Кату-Ярык. Дорога через перевал действительно очаровательная! Мы ехали на понижайках, иначе моторы начинали греться. Трафик не слишком плотный, поэтому есть возможность остановиться на шпильках, чтобы полюбоваться видами и поделать фотографии.

А вот эти фотографии сделаны уже на самой вершине:




На вершине перевала туристов много, места мало, сервис отсутствует, мы мчим дальше, через какое-то время, примерно через час выезжаем на асфальт, качаем колеса, ехать быстро не привычно и не хочется. По сторонам красоты неописуемые, природа начинает переодеваться в осенние наряды, на фоне голубого неба, любое фото- на календарик! По дороге у Жеки что-то, где-то заскрипело, остановились посмотреть, подозрение на камушек между тормозным диском и кожухом, это частое явление, так бывает.

Этому фото название сами придумайте, мне только не приличные гадости на ум приходят=))) но фото потрясающее!
Держим путь в сторону Акташа, но понимаем, что по времени успеваем заехать на Акташский ретранслятор. Нам многие рекомендовали к посещению эту точку. Посмотрели на карту, 11 км подъем или около того, на встречу скрипя и хлюпая выезжает 200-сотка. Если она заехала, значит дорога не сложная, заедем быстро. Помчали. Через 500 метров старенький Аутлендер с порванным приводом, от помощи отказались. До него какая-то пузотерка буксовала, буксовала, сдалась и долго маневрировала, чтобы отъехать в карман и освободить дорогу. Дорога я хочу сказать, совсем не для городских автомобилей, понятно, что это грунтовка, но есть не простые места, с промоинами, диагоналями, крупными камнями. Не на всем протяжении дороги можно комфортно разъехаться, есть узкие места. За час-полтора, точно не помню, а смотреть лень, доезжаем до смотровой площадки, куда местные «тур-операторы-такси» доставляют туристов. Вид шикарный:



Но это ведь не вершина, ретранслятор значительно выше. Интересуемся у местных про дорогу выше, говорят, летом можно, сейчас уже нет, очень опасно, снегом засыпало. Понятно. Едем наверх. Дорога не широкая, снега от 20 см до полуметра, боковой уклон. Я еду первым, за мной Жека и замыкает Слава. Остальные рисковать не стали, остались на первой смотровой площадке. В какой-то момент машина перестает ехать и стремиться свалиться вниз боком, до края сантиметров 40 не больше, спускаю колеса, до хорошей плюхи, блокировки и потихоньку пробую стронуться, получается, машина уверенно пошла по заданной траектории вверх. Неприятный участок короткий, может метров 30, дальше спокойнее, уклона нет, а ширина больше.


Через 15-20 минут мы на самой вершине, дальше только небо!





До захода солнца оставалось менее часа, хорошо бы засветло успеть спуститься вниз. Мы помчали. Следующее фото уже сделано внизу, в 100 метрах от асфальта, где мы качали колеса.

В Акташ въехали уже в потемках, проехали немного по трассе и свернули на первую понравившуюся отвороточку, где и заночевали. Здесь ночью небо представилось нам во всей красе, здесь мы эмоционально осознали, что наш маршрут подошел к своему завершению, здесь за ужином мы вспоминали все интересные, сложные и смешные моменты, которые с нами произошли за эти дни, здесь была последняя ночевка в полном составе, ведь завтра нас станет на два участника меньше – Матвей и Оля улетят из Барнаула на самолете, а еще через день мы попрощаемся с Виктором и Лёней, потом проводим ребят в Екб, затем ночевка на реке Великая, где утром мы уедем, а Слава с Женей останутся, проводив три экипажа взглядами…
Таким этот маршрут увидел я и постарался рассказать вам, не досаждая большим количеством текста, а сделав уклон на фотографии. На этом говорю вам, до свидания, до новых встреч, до новых приключений!
Лё. 30.09.2024
В маршруте приняли участие 15 человек, 6 автомобилей, на моём одометре отпечаталась цифра 10600 км за 23 дня пути.