Печорский тракт

Печорский тракт

#

Хочу вам рассказать об одной увлекательнейшей экспедиции, совершенной нашим клубом в 2016 году. Это не новый маршрут, и мы не первопроходцы на этом пути. Печорский тракт можно назвать “таким молодым”, и в то же время “таким старым”. Для современного автотранспорта, тракт был открыт в 2006 году, первопрохождением на колесной технике, двумя группами, на встречу друг-другу.

Автор

Игорь

Водитель

Универсальность – его кредо. Может водить, штурманить, копать, подтаскивать, оттаскивать…[читать дальше]

Автор

Игорь

Водитель
Универсальность – его кредо. Может водить, штурманить, копать, подтаскивать, оттаскивать...
[об авторе]

Печорский тракт

#

Хочу вам рассказать об одной увлекательнейшей экспедиции, совершенной нашим клубом в 2016 году. Это не новый маршрут, и мы не первопроходцы на этом пути. Печорский тракт можно назвать “таким молодым”, и в то же время “таким старым”. Для современного автотранспорта, тракт был открыт в 2006 году, первопрохождением на колесной технике, двумя группами, на встречу друг-другу.

Немного исторической справки, из Интернета

Этому пути больше 1000 лет! IX-XIV Века. Новгородские ушкуйники по Пезскому волоку, самому древнему северному пути, активно торгуют с Печорой и Зауральем… Это был не самый удобный путь, но зато вдали от владений волжских болгар, татаро-монгольских завоевателей, Москвы… XV Век. Московские князья, по этому пути организуют военные экспедиции в Западную Сибирь. В этих походах участвуют и жители поморских поселений Севера, потомки новгородских ушкуйников, которые с давних времен осели на берегах Студеного моря и освоили пути из Поморья на северо-восток. 1499 Год. По наказу царя Ивана III в поход на «Югорскую землю» была направлена московская рать. Одна часть этого войска шла на Печору через Пезский волок. XVIII Век. Староверы гонимые Петровскими реформами этой дорогой уходят на Восток. Многие Поселения Востока Коми обязаны своим основанием именно староверам. Многие поселения и по сей день являются «Староверщецкими». 1891 год. Усть-Цилемская, Ижемская и Пустозерская волости выделились из Мезенского уезда в самостоятельный Печорский уезд. Это был самый богатый уезд Архангельской губернии, и было принято решение о строительстве Печорского тракта – прямой дороги от Койнаса до Усть-Цильмы. Строительство грунтовой дороги было начато в 1892 году. Руководить работами было поручено чиновнику по крестьянским делам Мезенского уезда Попову и исправнику Печорского уезда Соломко. На работы были привлечены сотни мезенских и печорских крестьян с лошадьми и подводами. Живя в шалашах и палатках, питаясь впроголодь, работая в неимоверно трудных условиях, крестьяне за год с небольшим в основном завершили строительство тракта. На новом тракте было создано 10 почтовых станций: Нижнесульская, Фоминская, Верхнесульская, Борковская, Сенская, Валская, Фатеевская, Усть-Мыльская, на каждой содержалось по 4 лошади. Широкая просека в 5-6 сажень, проходившая по тайболе через мосты и гати, напрямик соединяла реки Мезень и Печору. Тракт стал основной торговой и почтовой артерией, соединяющей Печору с Мезенью и Архангельском. Придавая большое значение новому тракту, архангельский губернатор А.П. Энгельгардт решил лично проверить его состояние. С этой целью он выехал 21 июля 1884 года из Архангельска в Мезень на частном пароходе. Из Мезени он на тройке лошадей отправился в дальнюю поездку и испытал все тяготы дороги по новому Печорскому тракту. 1884 Год. По новой дороге началось движение. Возникают и разрастаются поселения, возникшие на основе станций. Вот и современная Мыла, когда то была всего лишь станцией тракта! 1919 Год. Комиссары и небольшие отряды красных войск бежали и уверенность населения в возможности спокойно работать была настолько велика, что в Усть-Ухте снова приступили к работам по изысканию и добыче нефти! Проведены работы по ремонту Печорского тракта. 1920 Год. Открыто автомобильное движение. 1929 Год. Новые границы разрубают Тракт пополам близь станции Борковской. Теперь множество Архангельских деревень отходят к Коми АССР. Административное сообщение здесь не требуется и это служит причиной прихода дороги в упадок. 7 сентября 1935 года, на Борковской организуется метеостанция «Борковская М-2». В 50-ые годы XX Века, по маршруту Печорского Тракта прокладывается телеграфная линия и ЛЭП. Это обстоятельство, а так же геологические изыскания в регионе оживляют Печорский Тракт. Однако теперь здесь можно встретить только вездеходы и конные повозки. 1974 год. По Печорскому тракту проходит испытательная экспедиция снегоходов «Буран». Участники экспедиции говорили о серьезных трудностях на их пути. Полотно таежной дороги почти не сохранилось и местами заросло молодыми деревьями. Конец XX Века. ЛЭП и телеграфная линия ликвидируются. Использование дороги вездеходами становится эпизодическим.

2016 год. КЭП «Маршрут» успешно проходит от Мылы до Усть-Цильмы.

Печорский Тракт, километры к которым мы так долго шли, и которые мы с таким нетерпением ждали. Это был интереснейший отдых в тяжелейшей работе, и напряжении на всем пути. Для тех, кто размышляет над прохождением этого маршрута, скажу – подумайте! Подумайте, как следует о своей моральной и физической готовности, о готовности оставить там машину, как бы вы не старались ее сохранить, о том готовы-ли вы постоянно отмахиваться от мошек, комаров и их собратьев, как долго вы готовы ходить вокруг луж, болот и ям, выбирая траекторию движения. Подумайте, как долго вы способны «махать» бензопилой и разносить бревна, задумайтесь, что действительно вам нужно для полного счастья – это не маршрут выходного дня, какой-бы сложности он не был, это жесть, где километр за километром, проезжая одну западню, ты сразу попадаешь в другую, которым не видно конца и края… День за днем пролетают рабочие будни, усиливая впечатления и эмоции после прохождении тракта. С особой теплотой вспоминаются километры тракта, толкаясь в Московских пробках, с мыслями «да лучше те же метры, но по болоту» В октябре 2015г., у нас с Алексеем состоялся телефонный разговор, приблизительно такой: А – “Привет, какие планы на следующий июль?” Я – “Да, вроде, грандиозных не было.” А – “На Печорский тракт поедешь?” Две недели ушло на всякого рода согласования дома и на работе. Началась полным ходом подготовка. За тех состояние машины я не сильно переживал, но вот из-за небольшого лифта и расчета на цепи, были большие опасения оторвать, что-то считающееся нужным. В связи с этим были поведены работы по демонтажу пластиковых расширителей и небольшая подрезка арок. Очень быстро пролетели долгие месяцы в ожидании поездки, все, за исключением последних двух. Собственно основной процесс подготовки и уместился в эти два месяца. Это, наверное была самая непредсказуемая подготовка, из всех прошлых и будущих. Выезжал в дорогу, прямо из сервиса, где в течении последних суток доделывали последние мелочи перед поездкой, заехав домой только загрузиться и забрать штурмана. И вот они, счастливые километры трассы, оставляя позади МКАД, а впереди долгожданные километры асфальта, перед направлением Печорского тракта. В общем, считаю, что процесс подготовки прошел хорошо, машина готова, экипаж готов, все необходимое куплено, все экипажи выехали в сторону республики Коми, осталось дело за малым… Изначально прохождение маршрута планировалось тремя экипажами, из Москвы, на трех автомобилях Nissan Patrol Y61, колеса 37’, на цепях. Уже, где-то месяца за полтора до выезда прибавился еще один экипаж, с Нижнего Новгорода, Nissan Patrol Y61, с бортовыми редукторами, на родных мостах, на колесах Simex 36’, что давало прибавки в клиренсе. Один из экипажей из Москвы, планировал выехать пораньше на пару дней, и без суеты, с остановками в проезжаемых городах, доехать до точки сбора. Мы же собирались чуть позже и за пару дней не спеша доехать, у экипажа с Нижнего Новгорода был свой маршрут. Время и обстоятельства внесли свои коррективы в график, и в итоге каждый поехал в свое время. Алексей стартовал раньше всех, да так, что к моменту нашей встречи ему уже надо было ТО проходить, следующий Ромка, как и планировал. Я, как бы мне не хотелось, раньше выехать не мог, и выехал, по ранее запланированному графику. Москву проскочили достаточно не плохо, не смотря на начинающиеся утренние пробки, и уже оставляя позади «облако серого смога» меня начал отпускать азарт от предвкушения дороги и до моего сознания дошла усталость, от бессонной ночи в сервисе, уступив место за рулем штурману Максу, отправился отдохнуть. Дорога прошла без приключений, один раз только залип буст-контроллер, но мой “волшебный” ключ его быстро починил. Километры бегут, настроение улучшается… Ближе к Сыктывкару, на дороге встретились с Алексеем.

И продолжили путь в две машины, стало еще веселей.

Как говорится, «мир тесен», годом ранее, греясь на морском побережье, мой штурман Макс, познакомился с хорошим человеком из Сыктывкара, он нам и помог разместиться на ночлег в городе, куда мы прибыли уже ночью. По пути заскочили в ночной супермаркет, закупиться продуктами на ужин и завтрак.

Далее встретились с человеком, который нас любезно проводил на лыжную базу, где и разместились на ночлег, со всеми удобствами, включая душ. Утро, и наш маршрут продолжается, причем с приключений. Выехав на дорогу, остановились выкинуть мусор, и у меня обнаружилась течь антифриза.

Все обошлось, поправил нижний патрубок на радиаторе, и дальше в путь. Настроение хорошее, время летит не заметно, заехали заправиться до полных баков и канистры под завязку, это было целое представление. В отчетах, ранее, читал, что нельзя подъезжать задом к колонке, но обстоятельства вынудили самому попробовать, и это при том, что в порядке очереди, просто горловина бака с другой стороны. Водители успели предупредить раньше работников АЗС.В итоге ожидание и подъезд к колонке со стороны бака. Моя заправка проще, бак да канистры, не так уж и долго, тут подъезжает Алексей, у него, увеличенный основной бак, два дополнительных под машиной и один на багажнике. Вслед за ним парень, на отечественном седане, вышел, расспрашивает его с интересом, минут 5 уже болтают и тут паренек спрашивает: — а долго еще? — ну сам считай 150 основной, еще 130 допы снизу и 80 наверх, пока только на 2000р. Не верит, думает шутим, а мы улыбаемся. В итоге он уехал, вернулся, и, говорит «я уже на другой конец города успел съездить заправиться» смеемся. После заправки, заехали в магазин докупить оставшиеся продукты по списку, и дальше в путь. И вот мы уже подъезжаем к месту сбора всех экипажей, на берегу р.Ижма, собственно Ромка с Максом, Московский экипаж и Юра с Артемом, с Нижнего Новгорода, уже были там, и ждали нас.

Встретились, посидели пообсуждали дальнейший план движения. Чтоб не гонять несколько машин на заправку, долились до полного бака из канистр, и Юра, взяв канистры, поехал на заправку. Долго его не было, мы уже даже начали думать, что могло что-то произойти. Одна из мыслей, что он потерял канистры с багажника. По его возвращении узнали, что так оно и произошло, а время было потрачено на поиски других. В итоге все довольные, в предвкушении завтрашнего дня отправляемся отдыхать. Утро и последние километры асфальта,

Несколько паромов и настрой на боевой штурм тракта впереди… Паромы прошли очень хорошо, подъезжая к первому, немного не успели, и отчалив перед нами, он уже совершал разворот.

Пока фотографировались на берегу, с мыслями искупнуться, задумались над его траекторией движения, и тут понимаем, что он причаливает за нами. Радости не было границ, ведь он нам сэкономил не мало времени.

Пока шли на другой берег, паромщики позвонили капитану следующего парома, выяснили время, во сколько второй паром, и «застолбили место на 4 внедорожника». Забегая вперед, скажу, что у них там все отработано, по цепочке с одного парома звонят на следующий и там капитан уже знает сколько машин к нему направляется. У второго парома пришлось постоять почти 2 часа, перекусили, посмотрели, что подъезжает много машин.

Иногда возникали мысли о порядочности очереди и желании капитана кого брать, кого нет. Тут же, пока ожидали, пришлось зафиксировать одно отломанное крепление багажника, благополучно сломавшееся от тряски на грейдере. Пришлось подложить брусок, и привязать к внутренней ручке для заднего пассажира, крепко получилось. Паром из себя представлял буксир «Ивашка», с площадкой на 4 машины, и лавками для пеших пассажиров. Сбоку к нему пристегнута площадка на какое-то количество машиномест. Дождались погрузку, первые из очереди начали заезд, машин было много, мы думали, что все не влезут, и тут капитан почти матом орет в громкоговоритель «…я вам сказал на «Ивашку» джипы!». Капитан кричал, на своих помощников, руководящих погрузкой, ну а мы, что, конечно обрадовались.

Чуть меньше часа паром огибал отмель, ну а дальше снова грунтовки… Третий паром нас, как я уже писал, ждал, там все быстро.

Затем крайняя деревня и крайний на этом пути паром, в виде площадки на одну машину и лодки-буксира. Разведка местности показала, что паром еще на берегу и в этом году на воду не спускался. Это, так же говорит о том, что в этом году мы первые поедем по Печорскому тракту. Пока нашли паромщика, Якова, решили с ним все вопросы, тот в свою очередь озадачил тракториста оттащить паром на воду, а время-то идет, а нам-то не терпится. На скором собрании участников решили не ждать трактор, и оттащить паром на воду самостоятельно, ох у детворы впечатлений было…

А вот для экипажа из Нижнего итог был плачевный. В упряжке из двух патрулей участвовал Юра и Алексей. По траве площадка пошла как по маслу, но съехав на песок, видать из-за разной понижайки и соответственно скорости движения, не получилось тянуть синхронно. Все наблюдают за происходящим, и вдруг на машине Юры, щелчок и заднее левое колесо, по ступицу закопанное в песок, не вращается. Позже выяснится проблема, порванная полуось. На этом грустном этапе поездка для одного экипажа закончилась. Отгрузив часть провианта на обратную дорогу, Юра и Артем, на переднем мосту, отправились домой, ну а мы на другой берег к началу нашего пути…

Паромщик Яков любезно нас проводил вдоль берега, показав где нам уйти в лес, к выходу на тракт. Сразу хочу сказать, хотя итак все это знают), фото не передает всей красоты и понимания происходящего. Не смотря на то, что перед поездкой были неоднократно просмотрены видео и фото отчеты, с мыслями «да ладно, на 37 проскочим» мы ринулись. Первое, что нас встретило и заставило порадоваться, типа, ну наконец-то дождались – это достаточно крутой подъемчик. Трудностей, он конечно не вызвал, но по крайней мере у меня появились мысли, что будет все намного круче чем я думал. Поясню, я в процессе подготовки скатавшись на пробу 37 гудричей в Тверскую область, специально старался подняться в каждый подъем, и сделал вывод, что подъемы на тракте трудностей не доставят, по крайней мере, больших, какой наивный. Мы не рассчитывали одевать цепи так рано, и соответственно, по зимнику, до деревни Мыла ехали вообще на давлении для грейдера. Первые лужи нас ждали метров через 70 от столба, указывающего на начало тракта и, что называется, не зная броду — сходу на днище.

Небольшое совещание, проба разных вариантов левее, правее, прямо, в итоге нашли правильное решение движения.

До Мылы добрались вполне нормально, без больших трудностей. Сейчас вспоминается только одна лужа, с бревнами, в которой во что-то уперся задними колесами, и пришлось разматывать лебедку.

На выезде из леса, зимник упирается в речку Мыла, перед одноименной деревней. Съезда к реке нет, точнее он вроде есть, но весь размыт ручьями и не проезжаем. Вспоминаем разъяснения из отчетов, и движемся правее, к броду. Речка оказалась мелкой и проезжаема, без проблем перебрались на другой берег и ищем место для стоянки, на сегодня хватит.

Позже, к нам подошли местные мальчишки, с любопытством наблюдавшие как мы штурмовали реку, рассказали, что правильное место для прохождения мы выбрали. Мы опустошили по канистре дизеля и пустые отдали им. Разбиваем лагерь и перед костерком за кружечкой чая обсуждаем пройденные километры и планы на следующий день, все впереди… Утро 09 июня 2016г, встаем под бодрый голос Алексея, кто бы знал, что он не любит спать по утрам. Завтракаем, собираем лагерь и финишная подготовка машин, собственно — это одеть цепи, и вперед, на тракт.

И как гласит закон «великой справедливости», «все, что может случиться на маршруте, произойдет в пути, все, что не может – произойдет на маршруте». В процессе ремонта машины, еще ранее летом, Алексею укоротили цепи, растянутые ранними поездками, а перед самой поездкой, их брал я, для примерки и подрезки арок, на моей машине, пока мои были в изготовлении. Как выяснилось, старые цепи на новые колеса автомобиля Алексея не одеваются, а еще веселее, что я, не зная их «строения», не смотрел на наличие или отсутствие различных звеньев и не знал, что отсутствует звено замка. Придя к выводу, что так оно не поедет, решаем пробовать различные варианты, а точнее мои новые цепи на машину Алексея, а его на мою. В ходе эксперимента выяснили, что по размерам, все подходит, остается дело за малым – кольца на замки. Это оказалось не большой проблемой, учитывая количество лишних звеньев на новых цепях, и вопрос встал только в запуске «болгарки» и сварки, а нам так не хотелось доставать свой инвертор. Хорошо то, что в этих краях не трудно найти помощь. Ранее к нам подходил местный житель, к которому мы и обратились за помощью, в виде 220В.

Немного Ромкиной работы со сварочником и мы готовы. Прослушали пару историй о ранних путешественниках, немного информации о том, что нас ждет впереди, благодарим хозяина, в машины и вперед. Выезд из деревни и начало не эксплуатируемого тракта, сразу дают понять, что легко не будет. Глиняный подъем с достаточно мягким грунтом, роем конкретно, Ромка мостом грунт снимает. В общем веселье началось. Из поведанных нам рассказов первое, что нас будет ждать – пять ручьев, в которых годом ранее команда из нескольких «нив» провела порядка 3-х дней и в итоге не преодолев вернулись назад. По факту, тут каждая низина с ручьем той или иной глубины, так вот мы со счета сбились, пытаясь сосчитать пять.

Тракт очень интересен, первое время складывалось впечатление, что он нас ни в какую не хочет принимать. Неприятности не заставили себя долго ждать. Затяжной глиняный подъем, первым шел Алексей, потом я, потом Ромка. Мы с Алексеем прошли до верха и остановились ждать Ромку, сами, пешком спустились, а это метров 70-100. Чтоб было понятно, Ромка только поставил гидро лебедку, и испытаний было мало, а учитывая производителя комплектующих, работала она, как-то не очень. Так вот где-то в первой половине подъема, ходим вокруг, любуемся природой, все хорошо и тут крик «ГОРИТ, ОГНЕТУШИТЕЛЬ». Алексей срывается в сторону своей машины за огнетушителем, я соответственно за своим. Пока бегали, Ромка уже сбил пламя своим, размером как спрей от комаров, и уже ходил, проклиная производителей насоса из «незалежной». Причина была в том, что масло из расширительного бачка начало давить, и оно попало на выпускной коллектор. Все обошлось без последствий, и соответственно стал понятен основной принцип работы Ромкиной лебедки, дальше таких сюрпризов уже не было. Ну т.е. были, но уже чисто механические, самое не хорошее, из-за чего мы убедились, что инвертер не тянет сварку – это отломанное ухо крепления А-образной подвески заднего моста у Ромки. Для починки, был организован полевой ремонт, со сваркой от аккумуляторов.

Сам тракт, можно сказать однообразен, с другой стороны каждый день, что-то новое. Например, одной глины только 5 видов, кажется, уже знаешь, что можно ожидать, а по факту в каждой своя теория движения. На второй день Алексей, закопавшись в глине, упирается передними колесами в метровый подъем на выезде, и рвет шрус, который дальше размолотил полуось. Правда, о том, что у него в мосту, мы узнали только на Борковской, спустя несколько дней.

Сам тракт из себя представляет глубокую колею вдоль старой телеграфной линии, с регулярно пересекаемыми ковровыми болотами. Соответственно, где в колее застаивается вода, там глубокая лужа с размытой глиной. На всех участках, где приходиться пересекать болота сохранилась старая гать, она уже покрыта слоем воды и растительности, но в большинстве случаев она есть. Где-то поломанная, образовав лужу, но ехать можно везде.

Лишь одно болото не имеет гать вовсе, по какой-то причине там она сгнила совсем, или проходит в стороне. Для прохождения его на наших тяжелых автомобилях, нам пришлось на въезде, где самый мягкий «ковер» и колеи от старых прохождений, восстановить гать и после с нее уйти в сторону на край болота, ближе к деревьям. Были и глубокие лужи с твердой колеей и водой, находящей на капот.

Добравшись до Борковской, у нас была первая дневка, небольшой ремонт машин, покупаться, постираться, рыбалка Хариуса.

В общем, отдохнули, и дальше, в путь. Вторая дневка, у нас была на Нижнесульской. День доезда до нее, был самым долгим. Я был просто уверен, что за Нижнесульской, дорога будет почти лайтовая, и фактически жесткое бездорожье закончиться на ней. В связи с этим задача была доехать. Алексей уехал вперед, на разведку, да так, что прибыл к лагерю на 3 часа раньше нас. Мы же с Ромкой приехали, когда он уже спал.

Там мы немного починились, отмыли машины, не рассчитывая больше пачкаться, оставили в избе блокнот для следующих путешественников, и продолжили свой путь. Вот только легче не стало. За Нижнесульской начались колеи, больше, чем наши колеса. Но это все уже были мелочи, до выезда с тракта прошли на одном дыхании. А дальше снова деревни, грейдеры, и дорога домой. Мой самый большой провал – это по пути домой, в спешке на паром, проморгал правый подшипник и чуть не лишился колеса. Мы потеряли на этом сутки, простояв на дороге.

Сейчас уже не вспомню всех мелочей на тракте, не составлю хронологии событий по дням. Но тем не менее, очень много ярких впечатлений, которые конечно не забудутся никогда. Я не забуду, как на Тиманском кряже я перестал бояться кренов. Не забудется, что пройденные 15км в день, может быть очень даже хорошим показателем. То, как клюет рыба у Барковки – это просто песня, хотя я понимаю, что много рек с клевом еще лучшем, но мы то были не на рыбалке. Для меня поездка по Печорскому тракту, была первой, такой категории, и бесценен, полученный опыт, на этом маршруте. Бесценен, в плане подготовки машины, комплектации ЗИП и аптечки, хорошее испытание и дальнейшее понимание по обмундированию и вещам личной необходимости. P.S. Я благодарен всем, отозвавшимся на призыв помощи, в момент поломки, спасибо за то, что дружен наш мир путешественников.

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Июль 2016
  • Длина поездки – 4200 км
  • Длительность поездки – 14 дней
  • Количество экипажей (участников) – 3 экипажа (5 человек)