Печорский тракт 2020, Часть 3

Печорский тракт 2020, Часть 3
Метеостанция

#
Автор

Евгений

Президент, Водитель

Главный организатор поездок. Идейный лидер… [читать дальше]

Автор

Евгений

Президент, Водитель
Главный организатор поездок. Идейный лидер...
[об авторе]

Печорский тракт 2020, Часть 3
Метеостанция

#

На четвертый день движения по тракту наша команда пребыла на метеостанцию Борковская.

Борковская – это знаковое место на Печорском тракте.

Во-первых, это середина тракта – в какую бы сторону не поехать, везде больше 100 км до цивилизации.

Во-вторых, здесь проходит граница Архангельской области и Республики Коми.

В-третьих, это огромная площадь сухой песчаной поверхности, которую мы не видели уже четыре дня. Можно сравнить это место с оазисом в пустыне.

В-четвертых, это, конечно же, сама станция. Правильнее сказать то, что от нее осталось. А осталось немного – центральное здание с частично обвалившейся крышей, полуразрушенная баня и дом радистов, превращенный в зимовье для охотников.

Выехав из тайги на огромную равнину, я ощутил искреннюю радость очутиться здесь. Несмотря на обилие старого брошенного инвентаря и вида покосившихся домов, Борковская не рождает негативных эмоций. Наоборот, хочется представить себе, как здесь было тогда, когда все работало, когда здесь жили люди. Причем некоторые жили семьями. Вахта длилась полгода. И не надо думать, что зимой нести вахту сложнее, чем летом. Да, зимой заметает снегом и трещат морозы. Зато лето – это время заготовок для зимней смены. Постройка и ремонт зданий, заготовка дров, расчеты ГСМ и т.д. Плюс разгулье мошки и комара. Очень хочется найти хотя бы одного человека, работавшего здесь, и расспросить о тех временах. В сети совсем немного информации о Печорском тракте, а о Борковской и того меньше. Но кое-что раскопать удалось.

В центральном здании, которое стоит выше остальных, нас встречает огромное количество кинопленок. Уместный вопрос – «Откуда посреди тайги кино?» Оказывается, в этом далеком поселении был организован киноклуб для вахтовиков. Когда-то здесь работал кинопроектор, а звук доносился из двух концертных колонок. Судя по количеству кинопленок, фильмотека была приличная.

Изучив постройки, приступаем к обследованию окрестностей. От главного здания куда-то в лес уходят следы от ГТС, мы решили разведать это направление. В 300-х метрах обнаружилась, уже поросшая сосенками, песчаная поляна, причем очень ровная. Первое предположение, что это была делянка для заготовки леса. Но зачем тогда корчевать пни и разравнивать площадку? Второе предположение родилось при изучении телефонограмм, которые были найдены в интернете. Вахтовики запрашивали эвакуацию и им был обещан вертолет. Так это, скорее всего, вертолетная площадка – ровная и твердая, в диаметре около 80 м. На этой теории мы и остановились, другого и быть не может.

За четыре дня на Борковской, она стала нам родной. Мы были как дома. 25 июля состоялось празднование дня рождения клуба «Маршрут». Наша команда собралась за накрытым столом со всевозможными вкусностями – привезенными с собой и выловленными в р. Ашуга. Часто поднимались приятные тосты, и тайга эхом раскатывалась троекратным «Ура. Ура. Ура-а-а!» А вечером праздничный салют озарил ясное небо. Все это вдохнуло жизнь в некогда забытую метеостанцию «Борковская М-2». На секунду могло показаться, что кто-то выйдет на крыльцо и пригласит на просмотр интересного фильма. Это место навсегда оставило след в моем сердце.

Последняя вахта покинула эти места в 1997 году. Спустя 23 года становится понятно – ничто не может устоять перед природой и временем. Мы успели увидеть остатки былых свершений. Пройдет еще немного времени и останутся лишь воспоминания. А если их не вписать в историю, то не останется ничего… Мы не хотим этого, поэтому постарались хоть насколько-то продлить память о метеостанции. Еще в Москве была заготовлена памятная табличка, которая стоит теперь перед центральным зданием на Борковской. Хочется верить, что стоять она будет и после того, как здание исчезнет под гнетом времени.

Геологическая база «Северная»

Встали рано. Алексей и Рома готовят лодку для спуска на воду. Машина Макса полностью разгружена. Я еду с ним штурманом. Володя и Александра поддерживают нас на мотоциклах. Сегодня – радиальный маршрут к северу от Борковской –  на заброшенную базу геологов.

По расчетам на машине нам предстоит преодолеть около 15 км в одну сторону. А это дневной пробег в здешних условиях движения. Ребятам на лодке и того больше – около 20 км. Причем половину из этого расстояния придется идти против течения. Далее по плану мы должны встретится и вернуться обратно на метеостанцию. И все это хорошо бы успеть за один день. Очень амбициозный план…

Двигаясь по тракту, дорога ничем не отличалась от привычной: болота, глина, лес. Сильно помогали следы ГТСки, которая прошла в ту же сторону 2 недели назад. После того, как мы свернули с основной дороги на север, стало несколько хуже. Основное направление было сильно заболочено. Приходилось постоянно искать объезды. В одном месте дорога превратилась в глиняную траншею глубиной 1,5 м и длиной в 300 м. Пришлось повозиться, чтобы из нее выбраться. Таким образом, не спеша, мы смогли добраться до базы за 4 часа. А где же наши сплавщики? Никого не было. Мы долго пытались вызвать их по рации, но ответа не было. Значит ребята еще более чем в 8-10 км от нас.

Приступаем к изучению базы. На берегу находятся несколько добротных «рабочих» построек. Это два зимних дома, баня и подсобный сарай. Первое, что бросается в глаза – это чистота и порядок. Все вещи лежат на своих местах: посуда вымыта и аккуратно сложена или развешена; сапоги и валенки перевязаны веревкой и убраны до сезона; кровати застелены; аптечка без просроченных лекарств. Даже пол – как будто вымыт! Между постройками натянут кабель с розетками. Видимо, приезжающие сюда люди, берут с собой генератор и обеспечивают эту территорию электричеством. Очень приятно видеть такой порядок на фоне разрушенного поселка.

База произвела на меня огромное впечатление. Это не поселок, это – город посреди тайги. Видно, что этот объект работал не одно десятилетие. Скорее всего геологические партии приезжали сюда «эшелонами». То есть, сначала небольшое количество людей начали здесь обосновывать небольшой пункт. Со временем, этот район становится перспективным в плане геологоразведки, и сюда бросают большие человеческие и технические ресурсы. Далее все это развивается и «усиливается». И так далее… Все эти выводы пришли мене на ум, когда я прохаживался по территории. Избы есть совсем древние, точнее уже не избы, а только напоминание о них. Особняком стоят вахтовые вагончики, причем расположены они торцами в одну линию, а входы сделаны попарно друг напротив друга. Между входами стоянка для трактора или ГТС. На разных концах этого «города» виднеются мачты двух буровых установок из разных эпох. Между ними в стороне был цех для ремонта техники. Его выдает массивная кран-балка высотой более 4 метров и остатки огромных ворот. Была найдена столовая, тоже немалых размеров, и огромное количество сооружений, назначения которых определить уже невозможно.  В общей сложности на территории видно около 60 построек. Хотя, если верить карте, в 500 м западнее, должны были находиться бараки, а это еще одна такая же территория. Но мы туда не дошли.

Отдельно хочу рассказать, что мы нашли в молодом лесу. Конечно, во времена работы базы этого леса не было. Место расположено на территории ремонтной базы и обильно усеяно различными машинами и механизмами. Здесь можно найти буровые машины, запчасти для ГТС, и целые двигатели. Последние стоят особняком в различных комплектациях. Меня заинтересовали года выпуска этих двигателей. Так вот все они оказались тракторными с разбросом годов выпуска от 1924 до 1976. Это наводит на мысль, что геологоразведка в этом районе велась еще до войны, и этой базе более 50-80 лет. Вот это да…

Спустя 3 часа прогулок по базе к нам присоединились Алексей с Романом – мокрые, уставшие и веселые. Им пришлось преодолеть 10 км сплава по р.Ашуга и 12 км подъема по р.Цильма. ГЕРОИ! Этот лодочный поход – самый длинный в нашей практике. Еще немного погуляв, складываем лодку, грузим ее в багажник и выдвигаемся в сторону Борковской.

Дорога назад получилась дольше. Во многих местах нельзя было идти по своим следам и приходилось заново искать объезды. Примерно через 5 часов мы были на метеостанции, где нас ждали Андрей и Гоша с накрытым столом и горячим ужином.

Нижнесульская

Как бы не было хорошо на Борковской, но надо двигаться вперед! Лагерь собран, последние взгляды назад на скрывающуюся за горкой метеостанцию, и мы снова боремся с трактом. На второй день движения попадаем к избе Фоминская. Изба стоит на высоком берегу реки Сулы, с которого открывается потрясающий вид. Немного перекусив, двигаемся дальше – наша цель добраться сегодня до Нижнесульской.

Утро. Не терпится осмотреть окрестности. Вокруг очень красивый лес, из которого слышно журчание воды. Ручей? Надо посмотреть. Пройдя пару сотен метров, я натыкаюсь на бывшую баню, уже полуразвалившуюся. Звук ручья уже совсем близко внизу. Спустившись в небольшой овраг, я был потрясен увиденным. Нет, это был не ручей. Это была скважина с обсадной трубой диаметром не меньше 300 мм и высотой около 2 м. Сверху была приварена крышка, из-под которой в разные стороны фонтаном била вода. Вооружившись бутылкой, я пошел наливать. Вода была ледяная, а на вкус… соленая. Вот это да. Минералка посредине тракта! Надо сказать, что вода, которую мы пили из рек, была вкусной, но абсолютно деминерализованной. Чувствовалась нехватка солей в организме. Вот тут-то мы и оторвались по полной. Ледяная соленая минералка!

Станция Нижнесульская сильно отличается от всех остальных на тракте. Здесь стоит очень старый и добротный дом. Первое, на что я сразу обратил внимание, – это пол. Он деревянный, но ощущение такое, как будто бетонный. Идешь и ничего не вибрирует. Две русские печи. Одна с лежанкой, вторая просто отопительно-кухонная. Различим Красный угол на восточной стороне. Попадаются старые приспособления непонятного назначения. Все пропитано теплотой и почему-то нет ощущения заброшенности, как на Борковской.

Ближе к обеду небо начало хмуриться. Как же нам не хватало дождя все эти дни… И он начался. Да к тому же сегодня у Андрея день рождения. Так, эти два обстоятельства собрали нас вместе в старом доме, где некогда жили прекрасные люди (почему-то я в этом не сомневаюсь), и также вечерами собирались за накрытым столом.

Последняя точка

Не буду рассказывать все «прелести» последнего дня на тракте, скажу только одно – было ощущение, что он с нами играл. Дорога постоянно менялась от глубоких и топких болот до практически асфальтовых участков. Только ты расслабишься и подумаешь, что уже пора выключать понижайку, так сразу перед тобой появляется протяженный участок сложного движения. И так целый день. Вечером наша команда выехала на берег реки Мезень напротив поселка Койнас.

Все! Печорский тракт пройден! Пройден без серьезных поломок, без единой капли негатива, пройден с улыбками на лице. Вечерний костер, все делятся своими впечатлениями. Новые знакомые стали хорошими друзьями. Приятно…

Утром мы помогли переправить на лодке мотоциклы и попрощались с Сашей и Володей. Нам предстояло небольшое ТО и путь до города Мезень, но это совсем другая история…


Понравилась статья? Подпишись на наш YouTube канал!


#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Июль, Август 2020
  • Длина поездки – 4600 км
  • Длительность поездки – 20 дней
  • Количество экипажей (участников) – 3 экипажа (6 человек)