Средний и Рыбачий. Полярный рубеж.

Средний и Рыбачий
Полярный рубеж

#

Есть на карте России места, о которых большинство людей, не озабоченных историей и географией, ничего не знают. К таким местам, до недавнего времени, относились два полуострова, находящиеся за полярным кругом, в Мурманской области, полуостров Средний и полуостров Рыбачий. Это сейчас они стали центром притяжения для авто, мото и вело туристов, сочетая в себе великолепие северных пейзажей, интереснейшую древнюю и современную историю и достаточную доступность для подготовленного транспорта. В 2010 году, когда было решено отправиться в первую экспедицию по Среднему и Рыбачему. Мы имели опыт длительных автономных путешествий, поэтому со всей серьёзностью взялись за подготовку маршрута и техники. Нас увлекла история этих мест, изученная и описанная военным историком, поисковиком, краеведом Михаилом Григорьевичем Орешета. События, которые происходили на самой северной земле Европейской части России, нас захватили «с головой». Тогда мы ещё не подозревали, что эта Земля войдет и в нашу душу, а слова из всем известной песни: «родимая наша Земля» для каждого из нас станут не просто словами. Сборы были не долги. Всё отработано. Загружены палатки, спальники, провизия, канистры для топлива и воды (хотя для воды, оказалось, не нужно: вода во всех речках и ручьях чистейшая, питьевая), многократно проверяем «матчасть», лебёдки. На дорогу в один конец закладываем двое суток, с ночевкой на берегу Онежского озера. Общий формат 12-14 дней. Стартуем.

Автор

Андрей

Водитель

Любит историю России. Особое внимание заостряет на Великой Отечественной войне. Очень общительный…
[читать дальше]

Автор

Андрей

Водитель
Любит историю России. Особое внимание заостряет на Великой Отечественной войне. Очень общительный...
[об авторе]

Средний и Рыбачий
Полярный рубеж

#

Есть на карте России места, о которых большинство людей, не озабоченных историей и географией, ничего не знают. К таким местам, до недавнего времени, относились два полуострова, находящиеся за полярным кругом, в Мурманской области, полуостров Средний и полуостров Рыбачий. Это сейчас они стали центром притяжения для авто, мото и вело туристов, сочетая в себе великолепие северных пейзажей, интереснейшую древнюю и современную историю и достаточную доступность для подготовленного транспорта. В 2010 году, когда было решено отправиться в первую экспедицию по Среднему и Рыбачему. Мы имели опыт длительных автономных путешествий, поэтому со всей серьёзностью взялись за подготовку маршрута и техники. Нас увлекла история этих мест, изученная и описанная военным историком, поисковиком, краеведом Михаилом Григорьевичем Орешета. События, которые происходили на самой северной земле Европейской части России, нас захватили «с головой». Тогда мы ещё не подозревали, что эта Земля войдет и в нашу душу, а слова из всем известной песни: «родимая наша Земля» для каждого из нас станут не просто словами. Сборы были не долги. Всё отработано. Загружены палатки, спальники, провизия, канистры для топлива и воды (хотя для воды, оказалось, не нужно: вода во всех речках и ручьях чистейшая, питьевая), многократно проверяем «матчасть», лебёдки. На дорогу в один конец закладываем двое суток, с ночевкой на берегу Онежского озера. Общий формат 12-14 дней. Стартуем.

Ростов. Ярославль. Вологда. Вытегра. Пудож. Онежское озеро. Карелию, от Южной до Северной, проезжаем на одном дыхании. Дороги шикарные, скорость приличная, мешают только камеры фиксации, хорошо, что их меньше на три порядка, чем в Москве. Карелия для нас – открытая книга, перечитывая её поражаешься масштабом и красотой этого края. Тогда, в 2010г., Мурманская автомагистраль только строилась, время потеряли прилично. Сейчас это современное шоссе с разметкой, местами с освещением, заправками, т.е. ехать одно удовольствие. Вот и Мурманск! Столица Заполярья! Северные морские ворота России. Незамерзающий порт. Сложно понять, почему только в 1985 году, а не раньше, Мурманску было присвоено звание Город – герой. По количеству бомбовых ударов, нанесенных немецкой авиацией, Мурманск уступает лишь Сталинграду. В жестоких, неравных боях на протяжении четырех лет город выстоял, хотя был полностью разрушен и сожжен. Из Мурманска, по мосту через залив двигаемся в сторону Печенги. Буквально через километр, справа по ходу движения открывается вид на бухту, порт и чуть дальше на памятник – Мурманский Мемориал «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», расположенный на самой высокой сопке Мурманска – Зелёный мыс. По дороге на Печенгу много памятников, небольших монументов. Спасибо тем, кто ухаживает за ними, хранит память о героях войны. Наверное, самое знаменитое место на этой трассе – Долина Славы. После войны его называли Долиной Смерти. Чтобы прочувствовать масштаб трагедии той войны, тут нужно побывать. Примерно через 100 км подъезжаем к пограничному посту в Старой Титовке. До 2010 года, проезд через пост был возможен только по пропускам, полученным в Мурманском отд. ФСБ России. Соответственно, оформлять их нужно было заранее. Нам повезло, для граждан России их отменили, и мы, тогда и все последующие поездки, проезжали по паспортам. Интересно заметить, что в 2013 – 2015гг. погранпост иногда отсутствовал полностью, даже шлагбаум снимали. Сейчас снова порядок. Вежливые пограничники, минимум потерянного времени, сворачиваем с шоссе. Вперед на Средний!

Ухабистый грейдер, который, кажется, с каждым годом всё хуже и хуже, ведёт нас вдоль реки Титовка. Раньше, в 16 веке, она называлась Китовкой, из-за массового выброса китов в устье реки на сушу. Сейчас река притягивает любителей поохотиться на королеву здешних мест – сёмгу. Несмотря на объективно уменьшающееся поголовье этой сильной и красивой рыбы, количество нахлыстовиков и спиннингистов увеличивается с каждым годом. Приезжают даже из-за рубежа. Ну-да ладно, едем! За спиной остаётся красивый каскад водопадов, что-то похожее на остатки электростанции, построенной ещё в 1948г.

На видимых изгибах и разливах, при малой воде, видим красивые плёсы, перекаты. Дорогу эту строили монахи Печенгского монастыря, за это им спасибо, за то, что с ней стало сейчас – нам… Чуть в сторону от Титовки останавливаемся у «пьяного ручья». Почему он стал «пьяным», а за перевалом есть «трезвый», все прекрасно знают. И мы, повинуясь традиции (не мы её придумали, а жизнь заставила), выпиваем по три стопки водки, поминая всех, кто здесь воевал, кто отдал свою жизнь ради всех нас…светлая им память! Двигаясь по перевалу, думаешь, а если зима, если ты не на «крузаке» или «патруле», а в грузовичке военных времен, если у тебя в кузове (багажнике) не шмотки с провизией, а снаряды и мины для передовой – «мурашки» по коже….слава военным водителям! Сразу понимаешь, что остановка у ручья не зря.

На перевале много небольших памятников, памятных досок, просто крестов – это дань памяти героям Великой Отечественной войны: военным водителям, морским пехотинцам, морякам, артиллеристам, добровольцам. Здесь проходил самый северный участок фронта Второй мировой, единственный, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу СССР. 1195 дней, более десяти тысяч погибших и пропавших без вести. Поисковики в 80-е годы находили батальоны замёрзших на скалах бойцов. На одной из высот Муста -Тунтури, под названием «Яйцо», есть мемориальная плита с памятной надписью о подвиге морских пехотинцев в 1942 году: «путник… с этих скал кровь ручейком стекала в губу Кутовую… Вечная слава павшим. Дай Бог памяти живущим»… Ком в горле…

Проезжаем ручей “Трезвый”, он же ручей Корабельный, за ним, где-то через километр, развилка. Одна дорога идет прямо – на Рыбачий. Нам надо по другой, которая левее – на Средний, вдоль хребта Муста – Тунтури, вдоль старого «волока». Всего через несколько километров и нескольких десятков, а может сотен луж разной глубины открывается вид на губу Малая Волоковая. Выезжаем на ровный пологий берег. Мысль о стоянке в таком живописном месте возникла одновременно у всех участников экспедиции. Сказано- сделано! Разбиваем лагерь, отдыхаем, наблюдаем за проплывающей вдалеке белухой, дышим морским воздухом. Спать.

Поскольку летом понятие день-ночь в этих широтах относительное, то время пробуждения команды измеряется не точностью, а одновременностью. Пробуждение одного неотвратимо ведёт к пробуждению всех! Завтрак. Кто не успел , тот поест в дороге. Стартуем. С этого места мы стартовали три раза: в 2010,2012,2018гг, и каждый раз в разную погоду. В 2010г. на прочность нас испытывал ледяной ветер, мелкий дождь и холод (как сейчас в прогнозах говорят: «ощущается как…»)…очень холодно. В 2012г. было прохладно, полный штиль, изредка сквозь облачное небо проглядывало солнце. В 2018г. полный штиль, жара «ощущается» как 30*, чистое небо, яркое солнце, голый торс, шорты!!!!!!…ущипните меня, я за полярным кругом! Двигаемся по нижней дороге, вдоль западного берега Среднего, не быстро. Хочется всё увидеть, рассмотреть. Останавливаемся возле небольшой часовни, напротив обелиск, памятные плиты, а на них фамилии сотен героев войны. На уцелевших фотографиях молодые лица красноармейцев, моряков….. завораживают цифры: 1923,1920,1921,1919 – года рождения. Молодые парни. Вечная им слава и память!

Дальше по маршруту саамское урочище «Два Брата». Поскольку мы идём по нижней дороге, пробуем подойти к Братьям с юга.

Начинается настоящее бездорожье: глубокие колеи, липкое черное месиво на колесах, валуны, замаскированные под кочку травы, время от времени глухо испытывающие редукторы мостов на прочность и полное отсутствие альтернативных направлений. Упираемся в скальник. Поднявшись на первую ступеньку, понимаем, что дальше будет «горный триал». Разведка подтвердила наши предположения. Пройти можно, но теряем часов шесть драгоценного времени. Делаем крюк и заезжаем к Братьям с севера, по наезженной дороге.

После короткой фотосессии двигаемся дальше, вдоль восточного берега. Справа по ходу движения холодные скалы, слева губа Большая Волоковая, а за ней, на горизонте, береговая полоса полуострова Рыбачий.

На половине пути к перешейку проезжаем брод через речку Выкат (совет: берите правее к кустам в середине глубоко). Финское становище Пумманки, пос. Земляное (на старых картах становище Земляное). Во время войны здесь располагалась передовая база катеров Северного Флота и аэродром, потом пограничная застава. Подъезжаем к перешейку между Средним и Рыбачим. Когда-то давно, оба полуострова были островами, как раз между ними и был «китовый переход». Спустя столетия острова поднялись (кстати, делают они это до сих пор) над водой, в результате чего образовался перешеек. В 2010 году сразу за перешейком находилась база компании «Мурманскнефтегаз». Обустроенный рабочий поселок со всеми удобствами: гаражи, вагончики вахтовиков, мастерские и, конечно, столовая. В 2012г. базы уже не было. Остались руины. Видно что-то пошло не так, а может это и к лучшему. Отсюда на Рыбачий ведут две дороги, вернее три. Та, что левее, вдоль губы Большая Волоковая, на мыс Немецкий. Прямо – на Зубовский тракт. Прямо и правее, по западному берегу, вдоль бухты Озерко, губы Мотка – до устья реки Эйна. По всем этим дорогам, а где и направлениям, мы проезжали неоднократно, но объединяет их одно то, что невозможно описать словами: холод скал, чистоту воздуха, тысячи цветовых оттенков мха и трав, силу северного моря, его леденящее дыхание, непредсказуемый нрав и абсолютную прозрачность воды.

О северо-западной части Рыбачего со всеми его достопримечательностями рассказывать нет смысла. Огромное количество материала: исторического, фото и видео в интернете. Эта часть полуострова окутана паутиной дорог от идеально гладких, до труднопроходимых. Поэтому, как правило, первое путешествие, наше в том числе, по Рыбачему, начиналось именно с этой части полуострова. В последующих экспедициях нас больше интересовала менее изъезженная сторона: Зубовский тракт и все, что восточнее от него. В 2015г. мы поставили себе задачу: несмотря ни на что, обогнуть Рыбачий по восточному берегу. Формат, время, расстояние мы рассчитать не могли ввиду сложности и непредсказуемости маршрута, поэтому решили из Б.Озерко сразу идти по Зубовскому тракту на север. Три года назад, мы проходили тракт, только с севера на юг. Нормальная дорога. Несколько глубоких луж, которые лучше не объезжать по кажущемуся рядом сухому участку, который потом, вдруг, окажется болотом. Много камня, красивых пейзажей. На выходе с тракта есть лужа, она же последняя, вернее, это не лужа, а затопленная гать, где время от времени застревают то рыбаки, то военные. Из этой гати как-то вытаскивали 2-х осный военный КАМАЗ. Двумя лебёдками. Получилось. Служивые, отличные ребята, ехали на Цып-Наволок. Здесь, на ручье Средний, всегда останавливаемся на ночлег. Можно половить форель и принять «ванну» прямо под берегом. Место расположено недалеко от берега Зубовской губы, где располагалось поселение Зубовка, существовавшее ещё с начала 17 века, однако, в 2009г. посёлок был упразднён «в связи с отсутствием проживающего населения». На ручье, как правило, проводим день. Если вода высокая, ловим форель, нет – просто отдыхаем.

Дорога до Цып – Наволока хорошая, а по «резервному» аэродрому можно разогнаться до 80 км. в час. Проезжаем поселок ВРМ (веерный радиомаяк), когда – то тут жизнь кипела. К сожалению практически всё, что касается этой северной земли, приходится упоминать в прошедшем времени. Пройдя по заброшенным постройкам, жилым зданиям, понимаешь, какого труда стоило всё это построить, при полном отсутствии каких-либо материалов, в суровых условиях, и как не просто было людям, которые всё это сделали, в один момент, в приказном порядке, всё бросить. Это касается и Озерко (почти город), и Скорбеевки (большой военный гарнизон), и многих небольших точек: Зубовка, Ромашка, Вайда-губа, Цып-Наволок, Немецкий. Слева виден маяк на Цып-Наволоке, дорога поворачивает направо, вдалеке, прямо по курсу остров Аникеев. Через несколько километров длинный спуск к броду через реку Аникеева, за ним достаточно крутой подъем. Дорога накатана военной техникой, поэтому никаких проблем не вызывает. Когда мы поднялись к «Методичному», бывший дивизион ПВО (опять бывший…)увидели рядом с разрушенными боксами или ангарами военных.

Морпехи ставили палаточный лагерь. Со дня на день должны были начаться ученья. Поздоровались. Поначалу, слегка настороженно, старший офицер поинтересовался куда мы едем, и что мы здесь делаем. На ответ, что мы едем по восточному берегу до Эйны, настороженность сменилась улыбкой, я бы даже сказал язвительной улыбкой, которая размножилась среди его многочисленных подчинённых. «Там дороги нет» – сказал он, как отрезал. Банально, но почти в каждом нашем путешествии мы слышали эту фразу, иногда и не один раз. Потом, офицер, вдумчиво добавил: «Мы туда даже на «Уралах» не суёмся». Эта фраза для нас была как призыв: Только вперёд. Назад дороги нет! Мыс Шарапов. Красота, не передать. Останавливаемся, чтобы побродить вдоль берега. На высоких, крутых скалах ромашки, такого количества в одном месте я не видел даже в Подмосковье, а тут… север, ледяной ветер, камень и ромашки…чудеса. Тут же на скалах разместилась колония чаек. Небольшой памятник воинам-североморцам погибшим в районе мыса Шарапов 1943-1945гг

Мыс Городецкий, самая южная точка полуострова Рыбачий. Открывается прекрасный вид на Мотовский залив. Через несколько километров подъезжаем к полуразрушенным строениям 50-х годов неизвестного назначения. Это мыс Корабельный. Через одноименный ручей, (вернее через один из, их там три) мы проехали не останавливаясь, а вот другой перед мысом Монастырский, нас задержал на три часа. В принципе, это не много, мы попали в начало отлива, если бы в прилив, то гораздо дольше. Очередную стоянку сделали в долине реки Моче. Всё время, что мы там находились, за нами наблюдала подводная лодка. Видимо редкие гости в этой части полуострова.

Ещё Орешета М.Г. писал, что «дорога от Эйны до губы Моче (для нас наоборот) ни под какое определение не подходит. Это что-то среднее между оленей тропой и давним следом от вездехода». Двигаясь по ней мы вспомнили и его и того офицера морпеха. Нам повезло. Снега зимой было много. Весна поздняя. Все низовые болота были наполнены водой и ждали встречи с нами. Склоны сопок, обильно политые дождями и пропитанные густыми туманами, не давали скучать ни в подъём, ни на спуске. Тяжёлые экспедиционники тонули в болоте, на подъёмах практически постоянно на лебёдках: скользкий камень, мох на нём, сводили контакт с «почвой» на ноль. Меньше десяти километров мы шли почти двенадцать часов. Позже, в 2018 году, при прохождении клубом полного кольца «Средний – Рыбачий», погода стояла невероятная: 25 – 30 градусов. Жара. Высушенные ручьи и реки, полное отсутствие ветра с Баренцева моря, сделали прохождение восточного и южного берега более простым. Как говорится, прошли его «ходом», практически без остановок, за один день!

Губа Эйна видна издалека, потому что последние несколько километров проходят по плато, наверно с самыми высокими вершинами Рыбачего. Среди них самая высокая гора Эйна – 299 метров. Приближаясь к устью реки Эйна сначала по затяжному спуску, потом спуск переходит практически в обрыв, осознаем близость финального этапа экспедиции, а значит: «мы сделали это!». Но снова сюрприз. Эйна на приливе. До отлива часов пять, значит есть время перекусить, и выпить по чарочке за эту прекрасную во всех смыслах землю.

В июле 2010 года, мы открыли для себя полуострова Средний и Рыбачий. После этого было ещё четыре экспедиции по разным маршрутам, и каждый раз нам казалось, что этот маршрут  последний, но…. сердцу не прикажешь и спустя некоторое время, снова грезим, пытаемся  в мыслях разглядеть, как тает в далёком тумане то, к чему рвётся душа и сердце.

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Июль 2018
  • Длина поездки – 4350 км
  • Длительность поездки – 9 дней
  • Количество экипажей (участников) – 3 экипажа (7 человек)