Закрытие сезона. Разъезд Становое.

Закрытие сезона
Разъезд Становое

#
Сейчас, наверное, каждый знает – где находится «резиденция» Деда Мороза, где масло самое вкусное и где кружева самые красивые и замысловатые. Конечно на Вологодчине! Северный Край. Для любителей истории и культуры России – огромное количество памятников историко – культурного наследия, музеев, монастырей и пустыней, церквей и соборов. Людям, увлекающимся экологическим туризмом, нужно много времени, чтобы посетить более двухсот особо охраняемых природных территорий, национальный парк «Русский Север», Дарвинский биосферный заповедник. Рыбакам и охотникам тут полное раздолье. Около 4000 озёр, тысячи рек. Почти 80% территории занимают леса в которых обитают все представители таёжного животного мира. Клуб «Маршрут» всегда с удовольствием бывает в этих местах. Вологодчина встречала нас много раз. Каждое путешествие доставляло нам массу положительных эмоций, наполняла клетки организмов адреналином, а души прекрасным настроением.
Автор

Андрей

Водитель

Любит историю России. Особое внимание заостряет на Великой Отечественной войне. Очень общительный… [читать дальше]

Автор

Андрей

Водитель
Любит историю России. Особое внимание заостряет на Великой Отечественной войне. Очень общительный...
[об авторе]

Закрытие сезона
Разъезд Становое

#
Сейчас, наверное, каждый знает – где находится «резиденция» Деда Мороза, где масло самое вкусное и где кружева самые красивые и замысловатые. Конечно на Вологодчине! Северный Край. Для любителей истории и культуры России – огромное количество памятников историко – культурного наследия, музеев, монастырей и пустыней, церквей и соборов. Людям, увлекающимся экологическим туризмом, нужно много времени, чтобы посетить более двухсот особо охраняемых природных территорий, национальный парк «Русский Север», Дарвинский биосферный заповедник. Рыбакам и охотникам тут полное раздолье. Около 4000 озёр, тысячи рек. Почти 80% территории занимают леса в которых обитают все представители таёжного животного мира. Клуб «Маршрут» всегда с удовольствием бывает в этих местах. Вологодчина встречала нас много раз. Каждое путешествие доставляло нам массу положительных эмоций, наполняла клетки организмов адреналином, а души прекрасным настроением.
Вот и в этом году, было решено снова побывать в Вологодской области. План очень простой: доехать до разъезда Становое, Грязовецкого района. Разъезд – это место, где разъезжаются два встречных поезда, идущих по одному железнодорожному полотну. Здесь и был основан поселок – деревня разъезд Становое. Жители посёлка, как правило, служили на железной дороге. Название посёлку дали такое же, как у деревни расположенной в двух километрах восточнее разъезда – Становое. Разъезд относится к Вологодскому железнодорожному узлу, самому важному на севере России. Становое стоит на восточной магистрали, на северной части Транссиба, связывающего Дальний Восток с Европой. На все путешествие – пять дней. Техника, в составе трёх внедорожников Ниссан Патрол на 37-х, 40-х и 42-х колёсах, готова к выезду. Энергия и позитивное настроение участников команды – в наличии! Кроме этого, автор и идейный вдохновитель поездки Алексей, детство своё провёл в этих краях, поэтому «все мели знает» и дорогу, если что, покажет!
Как вы поняли, ключевое слово здесь – «если что»! Старт был назначен на 12 ноября, а 7-го в Вологодской области, в большинстве муниципалитетов, был введён режим ЧС. Сильнейшие снегопады и проливные дожди привели к подтоплению территорий и отключению электричества в 576 населённых пунктах. За трое суток выпало более двух месячных норм осадков. 9-го ноября температура ночью упала до 16 градусов ниже нуля. Подъём воды остановился. Изучив вопрос более глубоко, мы узнали, что режим ЧС существует в некоторых районах несколько недель, а дожди не прекращаются уже больше месяца. Эти события заставили нас более серьёзно доработать план поездки. Были внесены изменения в график маршрута. Первую ночёвку было решено сделать в Грязовце, чтобы на утро, на месте оценить ситуацию и принять последующие, правильные решения. Дополнительно загрузили в машины генератор и две бензопилы с запасом топлива, на случай прохождения древесных завалов и строительства «мостков» через сложные участки.
О Вологодских болотах мы знаем не понаслышке. Интересно, что болота занимают более 17% площади области. Из сотен болот, разных по размеру и по «качеству», выделяются такие монстры, болотные системы, как: Уломское болото – входит в тройку крупнейших болот Европы. Его площадь более 1800 кв. километров; Череповецкие болота – малоизученная территория Вологодской области. Это место называют аномальной зоной. Здесь часто пропадают люди, а количество самоубийств, в близлежащих районах, превышает среднестатистическое в 5 раз. Площадь 1570 кв. км. Представить такие масштабы на европейской части России трудно. Кажется не совсем понятным, как здесь живут люди, когда они появились в этих краях. Особенно интересна история и география Грязовецкого района, куда нам, собственно, нужно приехать.
На самом деле, история заселения и освоения человеком нынешней территории Вологодской области в общем и Грязовецкого района в частности, начинается с эпохи неолита, примерно с IV тысячелетия до Н.Э.. Задолго до этого, на территории всей Присухонской низменности располагался ледник, который и сформировал рельеф большей части Вологодской области. После его таяния, во времена палеолита и мезолита, образовалось огромное озеро. Площадь его достаточно точно обозначена рельефом местности, и составляла свыше 1500 кв. километров. Там где сегодня расположены: озеро Кубенское, реки Сухона, Вологда, Содема, Тошня – было днище этого озера. Этим, в основном, и объясняется низинный, плоский рельеф, а высокая заболоченность – составом почвы с «глиняным замком», который не позволяет лишней влаге дренировать в грунт. В 90-е годы, отрядом Северорусской археологической экспедиции, были обследованы берега реки Лежа (она протекает рядом с разъездом Становое). Обнаружены два поселения II – I тысячелетия до Н.Э.

12 ноября. Старт. Выехали в обед. Ехали в ритме трафика, с остановками на кофе и заправку. Вечером, около 23-х часов, разместились в гостинице. Проснувшись утром, быстро собрались, умываться не пришлось, так как вода коричневого цвета с резким запахом сероводорода, не располагала к этой процедуре. Зато завтрак, в местной столовой, с пирожками с брусникой, на твёрдую пятёрку! Следующая плановая остановка, на асфальтовом участке маршрута, в 28-и километрах от Грязовца, в деревне Фрол. В 1780 году там была построена и освещена Фроло – Лаврская церковь, отсюда и название деревни. Стравили колёса, поскольку дальше дорога больше похожа на направление.

Поехали в сторону деревни Блазны, стоящей на реке, с актуальным названием Еда. Под колёсами небольшой слой мягкого грунта, сильно пропитанного водой. Результат обильных осадков.

Двигаясь по луговой возвышенности, интуитивно понимаем, что свободно гуляющий ветер, за несколько дней без осадков, подсушил почву и что основные приключения нас ждут в лесу и низинах. Четыре километра, с остановками на фото, прошли меньше чем за час.

Остановились у развилки. По карте, несколько дорог ведут примерно в одну сторону. Выбрали ту, которая ведёт прямо. Начались трудности.

Дорога идёт по лесу. Лес, в отличие от луговин, пропитан водой не просто сильно, а сильно донельзя!

Дорога, «накатанная» трелёвочниками и тракторами, залита водой полностью.

Сверху эти «ванны» схвачены льдом. Шестами пробивали «ледяную корку», чтобы измерить глубину колеи. Шест уходил где на метр, где глубже. «Галсами», то по колее, то по кромке леса проехали метров восемьсот.

Принимаем решение: штурманам идти вперёд к впередилежащему болоту, на разведку. Болото начиналось буквально через двести метров. После разведки, пришло понимание того, что выбранная нами «прямая», медленно, но верно заводит нас в тупик. Вдобавок, пни раскорчёванного леса, стоящие почти полностью в воде, широкой полосой огибают болото.

Ветки, сучья, горбыли беспорядочно торчали из воды. Для преодоления, травмоопасного для техники участка, потребуется много времени. Был полдень. Через три часа наступят сумерки, а через четыре начнёт темнеть. Ночёвка на болоте нас никогда не пугала, но сегодня в планы не входила. Вернувшись до развилки, уходим влево, на параллельную дорогу. Практически по прямой, вдоль вырубки под ЛЭП, за два часа, прошли три километра. Очень живописная и интересная дорожка! Перед нами мост через реку Лежа.

Вода в реке спала, поэтому проехать по мосту можно без проблем. А несколько дней назад, водным потоком, его накрывало сверху, до поручней, т.е. ещё метр над поверхностью моста…. По общей оценке «на глаз», уровень воды упал метров на шесть. Страшно представить, что тут было в период «большой воды»….

По маршрутному плану, мы должны были приехать в Становое в 16-00. В 15-57 фото у разъезда.

План выполнен. Где-то через полчаса, стало совсем темно. Ночевали в старом родовом доме Алексея.

Часа два пытались «вдохнуть жизнь» в дом, в котором несколько лет никто не жил. Даже не столько в сам дом, а в его, так сказать, сердце – печь! Клубы дыма валили из окон как при пожаре. Зато когда дымоход прогрелся и стал наконец-то выполнять свою прямую функцию, а камень печи набирать жар от горящих дров, мы в полной мере ощутили уют и тепло деревенской избы.

На следующий день, по программе ознакомления с местными достопримечательностями, выдвинулись на другую сторону железной дороги, через небольшой тоннель, называемый местными – «труба».

Проезжаем около километра до живописного болота, с чудным названием Котрас.

На это болото местные жители каждый год ходят за клюквой. В этом году ни ягод, ни грибов – природный катаклизм. Затем посетили старый, заброшенный песчаный карьер, который в последствие превратился в озеро с чистейшей водой.

Ну а «тридцать третьим удовольствием» стала русская баня, под вечер.

Обратный путь домой тоже состоял из двух частей: бездорожной и асфальтовой. Первая часть, протяженностью около десяти километров, проходила до поселка Лежа. Дорога колейная, местами болотистая, везде водяная, везде интересная и, как всегда, живописная!

Прошли её достаточно быстро. Несмотря на воскресный вечер, движение в Москву было без пробок, что позволило нам быть дома не совсем поздно.

Ещё долго делились впечатлениями в чате, вспоминали, Становое, дом, седьмого, а мысленно уже готовились к следующим маршрутам.

Скоро стартуем!


Понравилась статья? Подпишись на наш YouTube канал!

Внимание! 18 декабря, на нашем канале “КЭП Маршрут”, выйдет 2-ая серия фильма о поездке на Кольский полуостров.

Ниже, 1-ая серия фильма. Приятного просмотра…

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Ноябрь 2019
  • Длина поездки – 1280 км
  • Длительность поездки – 6 дней
  • Количество экипажей (участников) – 3 экипажа (6 человек)