Северная Карелия – 2021
Информация о маршруте
- Дата поездки: 15-30 июня 2021 г.
- Количество дней: 16
- Километраж: ~3500 км
- Количество машин: 4
- Количество участников: 8
Часть 1
Северная Карелия – одно из любимых моих направлений. Впервые я приехал на рыбалку в этот край в 2004 году. Тогда я ездил на ВАЗовской 9-ке. С тех пор я бывал в этих местах много раз, и после каждой поездки оставались только положительные эмоции, и хотелось возвращаться сюда снова и снова… С 2004 года многое изменилось, много воды утекло, но любовь к этим местам не пропала. И вот в январе 2021 года я начинаю готовить маршрут в район линии Северного Полярного Круга. Задача – попасть на одно мало посещаемое озеро, где я бывал уже ранее. Но в этот раз я хочу подъехать к берегу по старому зимнику, судя по спутниковым картам, давно заброшенному. На этом озере мало рыбаков и совсем нет браконьеров (мне не встречались). Сюда редко приезжают местные с сетями на заготовки, т.к. ехать далеко, дорога плохая, а сети можно и поближе к дому поставить. К тому же 2-3 мешка для озера такого масштаба – капля в море! Благодаря удалению от населенных пунктов рыба сохранилась и ее много. Учитывая мои совсем любительские навыки в рыбной ловле, однажды на этом озере мне посчастливилось поймать крупного окуня (более 2 кг) и посмотреть на огромную щуку, которую я подвел к лодке, но даже втроем мы не смогли ее вытащить, не хватило тогда знаний и опыта. Надо отметить, что и сейчас опыта не прибавилось, но и желания ловить не уменьшилось!
Нам предстоит проехать суммарно более 3 тысяч километров дорог с твердым покрытием, около двухсот километров грейдеров, разного качества и не менее 40 километров болот и зимников. Последний участок очень сложный и непредсказуемый. В момент написания этих строк я еще не уверен, что мы там сможем проехать. Но время на прохождение заложено с запасом и команда подобралась боевая – шансы есть!
О команде: четыре автомобиля и 8 человек. Представлю автомобили в порядке увеличения размера колес:

1. Тойота Прадо-150. Севаев Виктор и Михин Денис на шинах Дюратрак АТ в размере 265х60х18
2.МПС на Максис Рэйзер АТ 285х70х17». Пахотины Сергей и Александр. Те самые братья, которые впервые отправились с нами на Воломы осенью 2020 года. На момент написания этих строк Тойоту они поменяли на Дефендер 90, но из-за ряда причин машина не была готова, и ребята отправились в эту поездку на почти стоковом автомобиле. Но, как я часто говорю – мы клуб людей, а не машин, поэтому если есть желание, то на край света можно попасть на колесах любого размера!
3.Ниссан Патрол У61 «303-й». Хорошо вам известный автомобиль Максима на 42 Трепадорах. Место штурмана и фотооператора в экипаже заняла Носкова Евгения, она же оЧепяточка.
4. Ниссан Патрол У61 «130-й». Еще один хорошо вам известный автомобиль. Пищугин Алексей за рулем, всегда рядом с камерой в руках Тонконогов Роман.
Преамбулу заканчиваю. На календаре 14 июня, машина собрана и готова к выезду. Загрузка приличная, но не критическая, примерно на 200-250 кг легче обычного. Ложусь пораньше спать, закинув пару таблеток Мелатонина (без предписаний врача не повторять). Будильник на 4:00.
15 июня. День старта. В 3:55 я проснулся без будильника (таблеткам спасибо, работают безотказно), бодр, свеж, весел и доволен собой=)) Быстро умылся, собрался, на плечи рюкзак, в руку термос, топаю к гаражу быстрым шагом! Это самые классные минуты, когда всё только начинается и впереди столько всего нового и интересного! Привычный 500-метровый маршрут совсем безлюдный, отчего кажется необычным. Москва крепко спит. Вот и ворота гаража, ключ зажигания на старт, трекер на запись, в телефоне открываю навигатор. Сердце радостно учащенно стучит. Началось! До места встречи с командой 160 километров и два часа пути, но сначала нужно заехать за Романом. Рано утром машин в городе мало и ехать одно удовольствие!

В 6:55 подъезжаем на место встречи – АЗС на выезде из города Переславль-Залесский. Нас уже встречает Александр на Паджеро Спорт, но почему-то один, без брата…Оказывается, он приболел и в последний момент принял решение по самочувствию отказаться от поездки. Вот тебе на…Вот это новости…= (
Экипажи Максима и Виктора подъехали в течении 10 минут. Все в сборе. Приветствуем друг друга, делаем несколько общих фотографий на память и для инстаграма, кофе, наклейки на автомобили, рации на 7-й канал, не спеша колонной отправляемся в путь, навстречу приключениям!
Сегодня по плану доехать до Пудожа или Медвежьегорска. Всё будет зависеть от дорог и скорости нашего движения. Едем не спеша, не торопимся, наслаждаемся первым днем нашей экспедиции, часто останавливаемся на кофе и перекусы в тени попутных АЗС. Несмотря на размеренность движения, общий темп движения получился высоким, и уже в 19-00 мы въехали в Медвежьегорск. Силы и настроение позволяли нам ехать дальше, на север, но по дороге поступила радостная новость – Сергей отлежался и чувствует себя гораздо лучше. Срочные сборы, билеты на поезд, и завтра мы уже будем в полном запланированном составе из 8 человек! А пока что мы заселились в гостиницу с потрясающим видом на Онегу. Гостиница называется Прованс, номера на 3*, но там всегда чисто, очень уютно и как-то особенно душевно. Заселившись в номера и поставив рации на зарядки, собираемся в кафе на первом этаже с желанием плотно поужинать. Виктор и Денис, несмотря на еще прохладную воду, поспешили искупаться с дороги и поставили твердую «тройку» удовольствию от этого процесса=))


В районе полуночи пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по номерам. За спиной 1100 километров пути. На завтра у нас запланировано окончание асфальтового участка, выход на грейдер и первая ночевка в лесу в палатках. Поскорей бы, уже не терпится вдыхать запахи хвойного леса и цветущего багульника!
16 июня. Второй день нашего путешествия. Я проснулся еще не было и пяти часов. Саша начал собираться на вокзал, чтобы встретить Сергея, а я всё еще на стартовых эмоциях от поездки уже не смог заснуть, да и не очень-то хотелось! За окном солнышко, отличная погода, хочется в дорогу! Но сначала плотный завтрак! Но так как столовая еще закрыта, я потихоньку вышел из номера, прихватив с собой термос и вчерашние, оставшиеся с дороги, бутерброды и выпечку, отправился на берег, где и позавтракал в компании уток, наслаждаясь красотами Онежского озера.


Время пролетело незаметно: проснулись и начали выходить на улицу постояльцы отеля, в том числе и наша команда. Мы все вместе еще раз плотно позавтракали, а Виктор уехал на поиски какой-то секретной пекарни, расположенной на территории военной части, чтобы купить свежего хлеба на весь наш маршрут. Хлеб из Москвы мы не везем никогда, всегда покупаем по дороге и отдаем предпочтение частным маленьким пекарням, у них хлеб гораздо вкуснее и душистее!


В 10 часов выехали на Мурманскую трассу, а через 150 км в Пушном остановились на АЗС, где и заправили под завязку на весь маршрут и баки автомобилей, и канистры бензином для лодочных моторов. Дело в том, что заправка в Лоухах нам не нравится: несколько раз мы там заправлялись некачественным топливом, поэтому стараемся избегать эту АЗС и по сей день. В 18:00 мы уже свернули на грейдер, попрощавшись с асфальтом на 2 недели. Дорога оказалась приемлемого качества, что позволило нам преодолеть 40 километров за час. Пришло время ставить лагерь, место для которого мы присмотрели заранее, ориентируясь по спутниковым картам. После организации места для ночевки и плотного ужина, я не удержался и, собрав спиннинг, направился к озеру, расположенному в 20 метрах от нас. Ко мне присоединились Максим и Александр. Клевал мелкий окунь очень темного, в тон воды, цвета. Весь улов, естественно, был отпущен обратно, на волю. Заниматься рыбой было еще рано. Стандартно в полночь разошлись по палаткам отдыхать, завтра предстоит трудный день…

Часть 2
17 июня. Третий день. Встали рано, хотя и без будильника, по обыкновению плотно позавтракали, собрали лагерь и двинулись дальше, навстречу приключениям! По плану на развилке дорог мы должны разделиться на две группы: неподготовленные Прадо и Паджеро едут до озера по лёгкому пути, затем проводят разведку для выбора места установки лагеря на другом берегу озера, а я и Максим едем по старому заброшенному зимнику.


Быстро домчав до перекрестка дорог, попрощались с ребятами и, пожелав друг другу удачи и скорой встречи, двинулись дальше, на север. Наша отворотка примерно через 14 километров пути. Точнее их две, одна пораньше перед озером Койгера, и, если на нее попадем, то сократим путь на 4 километра, но она идет через торфяное болото, по которому наши машины ездить не умеют в принципе. Так что требовалась тщательная разведка ногами. И вторая дорога, через старую вырубку (северная часть озера), которая отчетливо читается на спутниковых снимках.


Первая отворотка так сильно заросла, что идентифицировать её мы не смогли и, не теряя времени, отправились ко второй, которая, напротив, читалась очень хорошо, хотя с первых метров было понятно, что по ней не ездили очень давно. Контрольная связь со второй группой: связь плохая, прерывистая, между нами не менее 14 км, но по отрывкам можно понять, что все хорошо, ребята двигаются к берегу в правильном направлении.
Готовим заранее лебедки к работе, лочим хабы, переходим на пониженный ряд передач.
Через сто метров дорогу преграждают поваленные в несколько рядов деревья. Достаем пилу, разбираем завалы. Через 50 метров история повторяется…потом снова…и снова… Посредине дороги, между колеями, приличной толщины деревья. Лет 15 минимум тут никто не ездил. Расчищаем себе дорогу, работы очень много, продвигаемся медленно. Длина этого участка около 4 километров, дальше начнутся болота. Но пока про них думать рано. Продвигаемся со скоростью черепахи. Местами такие заросли с буреломом, что приходится час работать, чтобы проехать 50 метров.

Плюс начинают попадаться непродолжительные, но коварные заболоченные участки, которые приходится объезжать стороной. Нашим крупным машинам в лесу явно тесно. Часов через пять впереди появился просвет, явный признак начала болот. Мы еще не знаем легче там будет или сложнее, но радует смена обстановки и характера движения, да и руки от постоянной рубки уже устали, а ладони покрылись внушительными мозолями, несмотря на использование перчаток!

Выехали на болото. Стало посветлее, а ветерок сдул назойливых насекомых, от этого на болоте было приятнее. Мы остановились для короткого перекуса и запуска дрона, чтобы заснять окружающую нас красоту.

Мох был настолько глубоким и плотным, что машинам было тяжело двигаться даже на первой пониженной передаче. Но топких мест не было, и мы быстро его преодолели. За ним короткий перелесок, и снова открытые просторы следующего болотного участка. Двигаясь прямо по центру зимника, я проваливаюсь по пороги. Урок первый – не терять бдительность! Лебедимся за дерево и через несколько минут продолжаем движение, но уже более внимательно и осмотрительно. Ехать по болоту – это не по тракторной колее! Движение в основном происходит на двух низших передачах. Часто попадаются очень топкие участки, которые приходится объезжать, прижимаясь ближе к лесу.


А вокруг красота! Цветет багульник и морошка, впереди по зимнику, насколько хватает зрения покачивается белое покрывало пушицы, не умолкая, перебивая друг друга, поют птицы, время от времени пробегают зайцы в разных направлениях. Тут, не смотря на трудности в моменте, очень спокойно и по-домашнему комфортно.

В очередном перелеске сделали короткую остановку на чай с бутербродами, но комары, которые абсолютно резистентны к репеллентам разных марок, нас быстро прогнали и мы продолжили медленно тянуться по болоту. Ехать нам еще очень и очень много! Но помимо наших физических и моральных возможностей, а также возможностей наших автомобилей, была одна переменная, на которую мы никак не могли повлиять, и я постоянно думал о ней – это мост, старый мост на пути нашего следования через реку Хлебная. Если он от времени сгнил, то всё…это будет конец. Река в том месте глубокая и шириной около 10 метров, а леса вокруг нет, только гнилые болотные березки, да сосенки… Запасной план у меня был, но он был ближе к самоубийству, нежели к реализации, т.к. я очень хорошо понимал: сил на еще один марш бросок у нас не хватит.

Вообще, когда на большом промежутке времени находишься в однотипных условиях, то происходит адаптация к происходящему и ты делаешь свою работу на автомате, а мозг в это время переключается на что-то другое и в голове рождаются мысли и голоса, которые спрашивают тебя: зачем тебе всё это? Тебе здесь нравится? Ты сам выбрал этот путь и повел за собой людей, так наслаждайся, желание сбылось… в этот момент происходит переоценка ценностей и важностей, ломаются социальные шаблоны и общепринятые рамки. Я здесь, потому что я этого хотел, и я этого добился. Здесь я живу по своим законам и своим правилам, которые сам же и придумал. Никто не осудит и никто не оценит. Возможно это и есть свобода, когда ты сам выбираешь, где тебе быть и кем тебе быть!

Мои размышления прервал голос Макса из рации: «Лёх, мы подсели, лебедиться не за что, нужна помощь!» В своих мыслях я оторвался на несколько сотен метров и потерял второй экипаж из виду. Ничего страшного, аккуратно в несколько приемов разворачиваюсь на слабом болотном ковре и направляюсь на выручку. Через несколько минут вместе продолжаем движение, я почаще теперь смотрю в зеркало заднего вида.
Часы показали 20:00. Стало ясно, до лагеря мы сегодня не доберемся, придется ставить лагерь в лесу, а если не повезет, то ночевать прямо в болоте. Хорошо, что ночи белые, светло как днем, а силы на несколько километров пути еще остались. Нам очень важно дойти до моста и убедиться в его надежности. Ребята второй группы благополучно добрались до берега и ждут от нас команды. Дело в том, что от нашей информации касаемо состояния моста будет зависеть место расположения базового лагеря, и чем быстрее мы доберемся до переправы, тем быстрее ребята смогут на лодках перевозить всё необходимое.
Казалось мы проехали очень много и не часто проваливались в торфяные лунки, но курсор на навигаторе двигался очень медленно. Наконец растительность на нашем пути резко сменилась: мшистый ровный болотный участок сменили огромные кочки, около метра высотой, а основание стало более твердым, а сквозь гнилые деревца стал виден четкий просвет – русло реки!

Это значит мы у моста! Выхожу из машины и направляюсь на разведку, тут же, то ли от усталости, то ли коварных кочек, спотыкаюсь и падаю вперед на руки. Воды по локоть, в руке рация… Надеюсь не утонула. Стряхнул воду, протер футболкой, сделал пробный вызов. Работает. Отличная проверка! Иду дальше.
Вот и река. Ну, привет! Как же давно мы с тобой не виделись, сколько лет прошло?!

Давным-давно я с друзьями доходил на моторной лодке до этого места. Если выражаться точнее, то мы донесли лодку на себе до этого места. Река не для моторов совсем. Много мелей, каменных перекатов, бобровых плотин, просто завалов. Если вы хотите по ней пройти, то только на вёслах!
А вот и мост. На первый взгляд целый, несколько небольших дырок, но это не помеха. Походил, потопал ногами – отлично, должен выдержать! На нем, кстати, выросли березки не сильно моложе меня!
Вернулся к машине, Макса сзади не видно, но слышно, как работает лебедка и двигатель, значит, где-то рядом, за кустами не видно. Рука потянулась к рации, сообщить нашей группе на берегу хорошие новости о состоянии моста, но на кнопку передачи не нажал, включил первую и направил автомобиль на мост. Сначала надо переехать, а потом информацией делиться! Мост сильно зарос травой и кустами, краев не видно, нужно быть очень аккуратным. Мост не пошатнулся и даже не скрипнул! Сразу видно, строили под тяжелую технику, которая работала когда-то на этом маршруте!

Переехав мост глушу мотор, тут же в уши врывается тишина, только где-то высоко в небе жужжит наш дрон-трудяга и по-прежнему уже с той стороны реки слышна работа лебедки – видимо Серый крепко сидит. По рации передал группе на берегу, что мост переехали, всё хорошо, и можно искать место для установки лагеря. Связь устойчивая, между нами по прямой не более 5 км.

Макс помощи не просит, значит справляется сам, а я решил закипятить чаю, и организовать перекус. Время одиннадцатый час ночи. Светло, как днем. Достал ДжетБойл, «чайный чемоданчик»- пластиковый контейнер на 10 литров, в котором всё необходимое для чае-кофепития, хлеб, сыр, шоколадные конфеты и какие-то остатки еды с дороги. Вода быстро закипела, закинул заварку. Чтобы не стоять без дела, взял рацию и пошел на разведку вперед. По навигатору через 700 метров зимник ответвляется и поворачивает направо, тут же ручей или речушка и перелесок – отличное место для ночлега – и вода проточная рядом, и лес, а значит, сухо и будут дрова в достатке. Прошёл метров 400-500, присмотрел по какой стороне лучше ехать и пошел обратно. Гулял я минут 30, не меньше, за это время машина Максима значительно продвинулась и сейчас ее уже было видно из-за кустарника. Через несколько минут мы все вместе пили чай и обсуждали маршрут. Я поделился своими мыслями о месте и целесообразности установки лагеря, меня все поддержали. Перекусили и двинулись дальше.
Эти 700 метров проехали достаточно легко, прямолинейно, застряли по два раза, один раз я хорошо провалился при попытке пересечь зимник, чтобы сменить сторону движения. Тактика достаточно простая – нужно прижиматься ближе к деревьям, буквально чиркая по ним зеркалами, там покров чуть крепче и лучше держит автомобиль, но есть один важный момент – это крен в сторону зимника, т.е. нагруженная сторона больше давит на слабонесущий грунт, поэтому иногда правильнее уходить на зимник, но при этом избавляться от крена, тем самым распределить нагрузку равномерно между всеми колесами!

Перед самым ручьем Макс немного отстал, а я, доехав до ручья начал искать варианты его форсирования. Сам ручей совсем небольшой и неглубокий, меньше метра. Когда-то здесь был то ли мост, то ли скорее настил из бревен, которые от времени сгнили, и ехать по ним уже нельзя, есть риск провалиться и создать себе дополнительные проблемы. Был еще вариант справа, через лес, там ручей уже метра и дно достаточно твердое, но глубина тоже метр, опустив в такой ров передние колеса, машина вряд ли своим ходом сможет выехать, да и некоторые деревца там мешаться будут, а пилить все подряд без разбора совсем не хотелось. Остается один вариант слева: там топко и посреди, в русле ручья, лежит огромного диаметра очень скользкое бревно. Так себе вариант, но если что, на том берегу есть много вариантов для лебежения. Пробую переехать под прямым углом, получается, передние колеса аккуратно переезжают бревно, слегка чиркаю подножками или рамой, немного газу для динамики и задний мост с небольшим прыжком переезжает бревно. Получилось! Результат с первой попытки – это сэкономленное время! Оглядываюсь. Отличное место для ночлега. Здесь и заночуем. Ш 66.287803, Д 31.608750. Подъехал Максим пошел по моим следам, но, видимо я уже сорвал верхний слой, и у него пройти не получилось. Зацепились за меня и через 10 минут уже ставили палатки и разводили костер для уюта и сушки обуви. На ужин ничего сложного мудрить не стали, приготовили порошковое картофельное пюре с тушенкой. Первый раз мы на пробу взяли картофельный порошок – посолить и есть вполне можно, главное тушенки побольше =)
Часть 3
18 июня. День четвертый. Проснулись около 7 часов. Гостей не было, никто не приходил. Ставим чайник, завтракаем и дальше в путь нам остается 5-6 километров пути. По сравнению с пройденным отрезком не так уж и много. От осознания близкой победы прибавилось сил и настроение приподнялось! Уже хочется встать стационарным лагерем, разобрать автомобиль, достать продукты, накачать лодку и сменить борьбу с бездорожьем на рыбалку. С этими мыслями заводим моторы и продолжаем путь. К нашему удивлению после ручья болота стали еще сложнее, деревьев, за которые можно было бы залебедиться еще меньше, а комаров еще больше, и вдобавок ко всему начался мелкий противный дождик…
Как говорится, дорогу осилит идущий. Упрямо метр за метром продвигаемся вперед. Машина едет только на холостых оборотах – 750 об/минуту. Как только прибавляешь до 900, тут же начинает проваливаться, отпускаешь газ и на холостых выкарабкивается. Скорость движения менее 1 км/час. Колеса только прямо! Терпения нужно много, чтобы так ехать большой промежуток времени. Держимся. Вскоре растительность начала сменяться карликовыми кустиками, а под ногами появилось гораздо более твердое основание. Я перешел на вторую передачу, и скорость выросла до 3 км/час, затем на 3-ю — скорость 7 км/час! Летим! Слева к нам начал приближаться лесной участок и достаточно резкий уклон, а справа показался кусочек Тикшеозера. Мы уже близко! Сердце прибавило несколько радостных ударов! Неужели у нас все получится и мы добьемся поставленной цели? Очень этого хочется!

Дорога (зимник) закончилась. Просто исчезла. Я начал забирать левее на подъем — там была вырубка. Угол не страшный, но достаточно агрессивный, щедро сдобренный крупными камнями и пнями метровой высоты. Некоторые совсем сгнили и легко ломались бампером и чулками мостов, а некоторые были очень крепкими и даже не шевелились при контакте с ними. Поднялись метров на 50. Огляделись. Будет непросто. Старая вырубка вся в камнях разного калибра: от самых маленьких до валунов размером с автомобиль!

Кое-как, выбирая траекторию, преодолели вырубку. После болот вроде и твердое, но не легче нисколько. Движение такое же медленное. Доехали до края, уперлись в лес. Дороги нет. Лес подболоченный с кочками, буреломом, гнилыми деревцами, местами заросший, местами можно легко ехать без штурмана, самостоятельно импровизируя с траекторией движения. Связались по рации с лагерем. Саша нас принял и вышел навстречу, но не дошел: расстояние еще большое, побоялся сбиться с пути, потерять направление. Мы с Ромой пошли Саше навстречу. Лес так себе…У Романа в глазах первые признаки усталости и остатки веры в успешный исход задуманного…

Маршрут тяжелый. Началась низина, спустились в лесное болото. Оно еще хуже обычного, тем что много деревьев, которые мешают движению. Но оно короткое, метров 100-150. Справимся как-нибудь! За ним подъем, снова редкие сосенки, мох и твердое под ногами. А там уже и просвет виднеется. Мы вышли на урочище Хлебнаволок. Трава, крапива, малина по грудь. Всё мокрое. Мы соответственно тоже. До нитки. Навстречу идет Саша в ярко-красной куртке и радостно нас приветствует! Это классное непередаваемое чувство! Сутки не виделись, а ощущение, что несколько лет пролетело! Берем еще одну пилу, воды несколько бутылок и уже с подкреплением отправляемся назад, к машинам. Этот отрезок в 1.5 километра мы шли долго, часов 6. Первая часть этого участка вселяла в коллектив скепсис, но как только миновали лесное болото все поняли, что победа будет за нами, и с удвоенной силой начали разбирать лесные завалы: кто пилой, кто топором, кто голыми руками. Настоящее противостояние обстоятельств с одной стороны и ЦНС каждого из участников с другой. Обожаю такие моменты, искусственно их создать невозможно!

Еще несколько сотен метров и показались палатки и шатёр. Мы в лагере! Мы сделали это! Это круто! Это еще одна маленькая победа над собой внутри каждого из нас! Все вместе делимся эмоциями и впечатлениями! Вместе радуемся! Я сказал тогда, что пройти 220 километров Печорского Тракта легче, чем этот 21 километр.
Разбираем машины, ставим палатки, впереди отдых!

Часть 4
19 июня. Проснулись по привычке рано, по крайней мере мы с Ромычем. Прекрасное ощущение отдыха на отдыхе: никуда не надо стремиться, никуда не надо торопиться… Два стакана воды залпом по привычке, затем большая кружка кофе с молоком на берегу озера. Выбрал камень побольше да поудобнее, сел на него так, чтобы было комфортно, при этом ноги не касались земли, и пил кофе, наслаждаясь прекрасным видом. Кайф. Спокойствие. Баланс. Кофе закончился, я еще немного посидел, прислушиваясь к себе и звукам природы. Кайф… Это то внутреннее ощущение, ради которого я сюда ехал.
Ну, ладно, покайфовал и хватит: пора в шатер, готовить завтрак. Две плитки, две сковородки, немного масла, одна луковица, один помидор, 10 яиц, соль, перец. Готово! Быстрый и вкусный завтрак, вприкуску бутеры с пармезаном.
Полдня ушло на разбор автомобиля, сбор лодки и снастей для рыбалки. Ближе к вечеру вдвоем с Денисом сделали пробный выход на открытой байдарке. Немного привыкли к лодке, осмотрели окрестности и поймали несколько некрупных щук килограмма по полтора.

На том активную часть дня и закончили. Вечер провели в лагере, за чайком-кофейком, дружными беседами и наивкуснейшим мясом, которое приготовил Максим.
20 июня. А может и 21-е… Встали пораньше и решили реализовать один из водных маршрутов на озеро Коттоярви. Идем втроём на двух байдарках. Я один на закрытой лодке с общественными вещами: водой, перекусами в дорогу, рыболовными снастями и всякой мелочью. Во второй открытой байдарке Денис и Роман со съемочным оборудованием.

Сначала думали пойти с ночевкой, но потом, посчитав количество необходимых вещей, решили прогуляться налегке, размяться, так сказать. Сборы были долгими, поэтому вышли на воду не раньше 9 часов. По карте и спутниковым снимкам дорога обещала быть не из легких. Шли не торопясь, в удовольствие, наслаждались окружающими нас пейзажами, иногда делали короткие остановки для ловли рыбы.

Клевало хорошо, но не очень крупная. Всю рыбу отпускали: если понадобится на еду, поймать не проблема – дело 2 минут, а нам на троих хватит и окушка или щучки на килограмм. С хлебом наедимся! Скоро дошли до первой бобровой плотины, подивились в очередной раз умению этих лесных строителей, обнесли по берегу лодки и продолжили движение. Через 300 метров еще одна плотина, а за ней и хатка бобровая, размером с большую туристическую палатку! Интересно, сколько их там одновременно живет?

Дальше начались перекаты, нужно выходить из лодки и тащить ее за собой. Камни острые и скользкие, часто ноги застревали в расщелинах. Я переживал за новые вейдерсы. Надо сказать, что у меня их раньше никогда не было, как-то обходился, а теперь решил доукомплектоваться и не понимал их возможности. На вид они очень слабенько выглядят, а стоят дорого, поэтому было жалко их порвать в первой поездке. Часа через четыре добрались до мостика, который переезжали на автомобилях.

Мы с Ромычем поностальгировали, а Дениса ввели в курс дела, как мы тут боролись с трудностями три дня назад. Перетащили лодки по берегу и двинулись дальше. Этот участок я уже не помнил, поэтому каждый поворот, и то, что было за ним, для меня было ново и интересно. Повсюду клевала щука весом около килограмма, очень темного окраса в тон воды. Я больше баловался, даже не доставал рыбу из воды: давал возможность ей самостоятельно освободиться от крючков, и это, надо отметить, ей легко удавалось, как только я давал слабину на плетенке. Как она так крючки выплевывает? Иногда бывало зацепится за край губы, а вытащить даже экстрактором не сразу получается… А у нее так ловко!

Снова начался каскад перекатов. Преодолели и их. К 15 часам дошли до развилки рек. Две реки в этом месте слияния образуют некий треугольник в виде значка «Мерседес».
Координаты: Ш 66.282932 Д 31.588376
Немного передохнули, попили воды и отправились на север по р. Коттойоки. Река стала значительно уже, раза в два. Местами кусты с разных берегов касались друг друга. Тут произошла нелепая ситуация: заметив впереди незначительное расширение русла реки, место похожее на небольшой омут, я решил бросить туда блесну, на удачу=)) Как только приманка ударилась о воду, в двух метрах за камнем на воде я заметил явное движение, через долю секунды удар. Подсечка. Есть рыба. Заглотив блесну, она ломанулась ровно на меня, под нос моей лодки. Я даже сообразить и сделать ничего не успел, как спиннинг изогнувшись под лодку с характерным звуком сломался несколько раз. Щуку я вытащил: не сказать что крупная, но какая-то очень сильная! На плетенке болтались отломанные части спиннинга. Теперь моё орудие лова превратилось в то, что принято называть «палкой» =) Ну и ладно, не страшно, река тут не большая, можно и так половить, хотя, конечно, непривычно и неудобно.

Прошли еще метров 300-400, и начались сплошные завалы. Сотни метров мы тащили лодку по берегу, через кочки, кусты, поваленные бревна. Часто спотыкались, ноги проваливались в невидимые лунки между кочками и соскальзывали с камней, которых там великое множество. Стволы поваленных ветром или временем деревьев были тоже очень скользкими, а их сухие ветви оказались очень острыми и крепкими. По воде мы практически не шли. Начался конкретный спорт! Так мы двигались несколько часов. В какой-то момент, на очередном переходе через перекат, Роман, идущий впереди и тянущий лодку за носовую часть, наступает в подводную яму, на, казалось бы, мелком участке, а Денис, не сразу сообразив, что произошло, продолжал толкать лодку, держась за корму, вперед, тем самым погружая Романа глубже и глубже. Ромыч ушёл до подбородка, держа камеру максимально высоко над водой, но вода в нее все равно немного успела попасть, вейдерсы быстро наполнились водой и потянули его на дно… Хорошо, что место неглубокое. Стоим на берегу, разводим костер. Нужно передохнуть и осмыслить дальнейшие действия. Роман мокрый насквозь, камера чуть хватанула воды, о чем свидетельствовал запотевший объектив, и телефон в нагрудном кармане вейдерсов тоже промок.
Сушить мембранные вейдерсы на костре не получится, продолжать движение абсолютно мокрым тоже некомфортно как минимум, а как максимум есть вероятность простудиться в начале экспедиции. Плюс у меня сломан спиннинг, а мы всё-таки идем на озеро с целью половить рыбу. Молча попили зеленый чай, приготовленный на костре, плотно поели и решили отправляться в обратный путь, как бы не было грустно от такого решения, ведь до озера, по прямой оставалось 2.5 километра. Но правило, которое я приобрел в походах в горы, сработало: гора никуда не денется, она как стояла миллионы лет, так и будет стоять, и у каждого есть второй шанс сделать новую попытку. Нужно вовремя трезво оценить ситуацию и развернуться, даже если до вершины остаётся 100 вертикальных метров! Это правило спасло многие жизни. Вот и сейчас мы отправляемся в обратный путь. Нужно взять такой темп, при котором промокший человек согреется, но не устанет. Вниз по течению идти совсем не легче, потому что завалы обносить и так, и так, а на перекатах камни настолько острые, что лодку мы решили спускать, идя рядом и контролируя ее, чтобы не пропороть. Вернулись до места слияния рек, развели костер, вскипятили воду, заварили жасминовый Фэн Янь, и я приготовил крупного окуня на углях в фольге. Рецепт прост: рыба потрошится, солится, перчится (четыре перца). Из фольги делается закрытый конвертик, в который предварительно укладываются ольховые (можно ивовые или рябиновые) листья, затем углы конверта отрываются. На этот конверт укладывается рыба и вместе они заворачиваются в фольгу и укладываются на 20 минут в угли. При нагревании листья начинают тлеть и дымить, что придает рыбе дополнительный аромат. Получается очень вкусная рыба – не вареная и не копченая, что-то среднее, но очень сочная! Обязательно попробуйте!

Пока мы баловали свои вкусовые рецепторы, на небе появились зловещие тучи и вдалеке послышались первые раскаты грома. Будет гроза. Надо торопиться. Сели в лодки и чуть прибавили скорости. После слияния двух рек, воды стало больше и двигаться значительно легче. Очень быстро дошли до мостика. Туча уже над нами. Гремит и сверкает одновременно с нескольких сторон. Стало очень темно и поднялся сильный ветер. У нас несколько минут, а до лагеря еще 5 километров, точно не успеем. Скорость движения, которую мне удавалось развить на лодке – 8.6 км/час. Крейсерская по течению 5.0 км/ч., против течения 3.5-4.0 км/ч.

Вдруг ветер резко стих и упали первые капли дождя, очень крупные. Еще через несколько секунд сверху хлынуло даже не «как из ведра», а еще сильнее! Дождь был такой интенсивности, что не было понятно, где уровень воды в реке! Дальнейший путь шли молча и максимально быстро. В лагерь пришли мокрые, приятно уставшие, но довольные. Переоделись в сухое, и жизнь наладилась! Будто бы никуда и не ходили, не промокали и вообще это всё было не с нами!
Часть 5
22 июня. Это не точно, но скорее всего. После вчерашней гребли браться за весло не хотелось, но и овощем сидеть тоже не в моих правилах, поэтому я решил сменить вид нагрузки и пошел искать лесное озеро без названия, расположенное по адресу: Ш 66.294632 Д31.653285. Собрал рюкзачок, взял спиннинг, рацию, навигатор и потопал на северо-запад. День выдался жарким, было много досаждающих комаров, слепней, оводов и прочей летающей дряни, которая мало того, что кусается, так и постоянно залезает в рот, глаза и уши. Репелленты не помогают, длинный рукав не наденешь – очень жарко, особенно в болоте. Так и шел, постоянно отмахиваясь. До озера дошел достаточно быстро, часы показали 5+ километров. Снял с плеч рюкзак и осмотрелся.

Озеро почти круглой формы, с одной стороны берега заболоченные, с другой камень, внешне очень красивое. Сделал несколько забросов, блесну атакует мелкий окунь. У меня блесна всегда большая (вертушка белая БлюФокс №6) и крючки я ставлю тоже большие, чтобы мелюзга не цеплялась. Несмотря на это полосатики грамм по 150-200 замучили! Решил сменить место и пошел вокруг озера по часовой стрелке. Дно иногда торфяное, иногда каменное, вода хоть и темная, но чистая, прозрачная, и везде один и тот же окунь. Из трех проводок две с уловом=) Всех отправил обратно к мамке, набирать массу! Обошел озеро на 2/3, сделал несколько фотографий, окрестил его «окуневым» и направился назад в лагерь.

Путь решил немного срезать, чтобы было покороче, но неожиданно вышел на старую просеку, даже квартальный столб встретился на пути! Кстати, если вы не знали, то по ним можно определять стороны света, поищите в интернете, возможно, вам пригодится!

Просека шла немного в сторону от моего направления, но по ней идти одно удовольствие, и я выбрал ее. Обратный путь всегда короче, поэтому я в своих мыслях и не заметил, как вышел сначала на нашу дорогу, а потом и на урочище. До лагеря оставалось метров 200, и я выключил навигатор, чтобы потом не забыть и рацию…хотел выключить рацию, но ее не оказалось на своем месте – на ремне рюкзака. Видимо, где-то зацепилась за ветку и упала. Обидно. Рация хорошая и стоит 12000 рублей, раскидываться направо-налево как-то нерационально, но и возвращаться совсем не хотелось. Блин, надо же было потерять… Совсем не кстати.

Пришел в лагерь, сразу полез в воду принимать ванну. Освежился, переоделся, поел вкуснейших блинов со сгущенкой, которые приготовил Виктор. Странно, что они остались на столе, т.к. потрясающе вкусные! В лагере пусто: Максим, Виктор, Денис и Роман ушли на воду, ловить рыбу и снимать кино, а Саша с Сергеем занимались копчением рыбы неподалеку от лагеря. Я минуту еще поколебался в нерешительности, выпил залпом литровую бутылку воды, взял навигатор, новые батарейки, уже новую рацию и отправился на поиски потерянной. Идти старался максимально близко к треку, через каждые 10 метров +/- нажимая на кнопку передачи на своей рации, в надежде, что потеряшка откликнется характерным звуком. Я удалялся от лагеря всё дальше, а надежды оставалось всё меньше.

Пройдя половину пути до озера, я подумал, что возможно обронил рацию, когда снимал рюкзак на озере, но дойдя вскоре до этого места понял, что ошибался. Её там не было… Делать нечего пошел вдоль озера по часовой стрелке, второй раз сегодня, постоянно нажимая не передачу. Тишина. Обошел озеро. Без результата. Казалось, что стало еще жарче, хотелось пить, а воды я с собой не взял. Пить из озера не стал, решил потерпеть. Отправился в обратный путь, повторяя трек. Вышел на просеку, прошел ее, повернул налево, до лагеря уже оставалось не более 2-х километров, как вдруг в ответ на моё нажатие где-то послышался знакомый треск динамика! Я замер и повторил передачу – последовал слабый ответ! Буквально в 2-3 метрах впереди лежала моя потеряшка. Узкое место между двумя сосенками. Очевидно зацепился рацией за ветку или за ствол, и она отстегнулась от ремня. Хорошо, что нашел, настроение улучшилось, и я чуть бодрее поспешил в сторону лагеря.

Суммарно по ДжиПиЭс я прошел 28 километров за день. Часы показали 56000 шагов!!! В Москве я таких цифр даже на пробежках никогда не встречал=) На рыбалку уже не хотелось, хотелось релакса. Я снова принял «ванну», налил себе большую кружку кофе с молоком (обычным и сгущенным), но без сахара, сел в байдарку, отошел от берега на 100 метров, положил весло и гонимый ветром и обдуваемый теплым ветром растянулся на дне лодки во весь рост, подставив солнцу своё тело. Кайф. Снова кайф! Так и проболтался на волнах не менее часа, иногда снова брал весло в руки, чтобы отгрести подальше от камней, на которые меня выносило ветром.

23 июня. В этот день я решил не активничать, а просто отдохнуть, и мы ушли с Виктором на лодке с мотором ловить рыбу. День выдался пасмурным и прохладным, иногда начинался дождь, потом заканчивался, потом снова начинался… Рыба ловилась плохо, видимо, качели с погодой и давлением плохо влияли на ее аппетит.

Походив по озеру несколько часов, вернулись в лагерь, а там Максим наготовил борщей-харчей, несколько видов шашлыка, нажарил картошки с луком… Всем приятного аппетита! Из-за стола мы в тот вечер особо не выходили. День прошёл как в мультфильме про волка и собаку: «Ну ты, это, заходи, если чё!» Довольный и сытый я ушел спать в палатку как тот волк!

Часть 6
24 июня. Я выспался и через край наполнил свои гликогеновые депо вчерашним пищевым беспределом. Меня переполняли энергия и чувства безграничных возможностей. За полчаса я собрался и отправился в сторону озера Коттоярви. Попытка номер два. На этот раз соло.

Ребятам я, конечно, предложил составить мне компанию, но почему-то никто не согласился, и я ушел один. Мне вообще нравится делать подобные вылазки в одиночку: мне нравится посылать подальше свой внутренний голос, когда становится не просто тяжело, а очень тяжело. В таких походах всегда есть интрига, ведь ты не знаешь, что тебя ждет! Меня это привлекает. Рыбу я решил не ловить до тех пор, пока не доберусь до озера, чтобы не терять времени.
Темп я сразу взял не прогулочный: через час сорок я уже был у моста, а через два – на месте слияния рек. Вышел из лодки на две минуты размять ноги и, сделав несколько глотков воды, отправился дальше. Еще через 40 минут я уже был на том месте, где мы закончили свой путь в прошлый раз. Дальше река становилась всё сложнее — перекаты, завалы, деревья, кусты черемухи и ивы, которые цеплялись за всё, что только можно, и мешали двигаться вперед.
Вскоре река превратилась в ручеек шириной уже лодки, т.е. менее 90 см! Я просто шел по руслу ручья и тащил лодку за собой. Идти было крайне сложно, трудно и неудобно, но шёл я активно, с очень редкими остановками. Местами завалы встречались прямо на перекатах, и мне нужно было время, чтобы осмыслить, как вообще через ЭТО протащить лодку??? Некоторые перекаты достигали уровня маленьких порогов, чтобы взобраться на которые, преодолевая напор воды, нужно было сначала подняться на руках, затем закинуть колено на уступ, только потом встать в рост и уже затем затаскивать на этот порог лодку! Клёвый маршрут! Всё как я люблю! Наконец впереди я увидел бобровую плотину, а за ней ровную как зеркало водную гладь. По навигатору я понимал, что это еще не озеро, но оно совсем рядом – может 200 или 300 метров.

Комары одолевали.
Закинув половину лодки на плотину, я на минуту остановился перевести дыхание да так и простоял несколько минут. Любой фрагмент картинки, которую я наблюдал, можно размещать на календаре или плакате, настолько там все красиво! Только ради этих пейзажей и эко-ландшафтов стоило пройти весь этот путь! Не от лагеря, а от самого дома из Москвы! Я сделал глоток воды и впервые достал спиннинг, забросил блесну. Вода хоть и темного цвета, но очень прозрачная – блесну видно хорошо, я делал очень медленную проводку на грани вращения лепестка вертушки. Когда оставалось несколько метров до плотины, вокруг которой было много палок и бревен, я ускорил проводку, чтобы блесна вышла на поверхность и не зацепилась за коряги, и в ту же секунду увидел атаку щуки. Как в кино, только вживую. Я успел рассмотреть ее спину, пасть, изгиб тела во время атаки – это потрясающе! В такие моменты я еще лучше начинаю понимать фотографов и видеографов, которые ловят такие моменты и пытаются их запечатлеть!

Бывает, после долгой зимы очень хочется на летнюю рыбалку на пару деньков, внутри все чешется от желания и нетерпения. Ты собираешься, едешь на какой-то относительно близкий водоем и час за часом ходишь вдоль берега, бросая спиннинг, в надежде на поклевку. А тут всё не так. Тут всё так, как и должно быть! Дикая природа, не испорченная человеком!
После плотины воды много, берега затоплены, лес стоит в воде. В очередной раз возник в голове вопрос про бобров: приносят они пользу своими действиями или нет? Огромные территории леса превращаются в болота в результате их деятельности. В этих размышлениях я прошел несколько сотен метров и сперва услышал шум воды, а затем и увидел еще одну плотину, отделяющую реку от озера. Она была огромна! Перепад уровня воды около метра, длина метров 40! Вот это сооружение…! Выбрал поудобнее место для перетаскивания байдарки и перекинув её без остановки, оттолкнувшись от плотины, оказался на водной глади озера.
Нижнее Коттоярви.
Вот я и на месте. Озеро прекрасно. Внутренние эмоции радости от свершения задуманного переполняют внутреннее пространство организма! Кайф. В очередной раз кайф! Зачем люди путешествуют? Ради таких моментов! Вокруг полнейшая тишина, пасмурно и безветренно. Слышно, как весло разрезает воду, а лодка шуршит по поверхности. Каждый вход весла в воду стараюсь делать максимально мягко и тихо, будто боюсь кого-то разбудить или потревожить. Жадно вглядываюсь вперед, уже хочется узнать и увидеть, что же там за поворотом, за тем поваленным деревом, а еще дальше, а потом…? Любопытство сжигает изнутри, хочется двигаться вперед! Я себе напомнил маленького ребенка, которого привели в магазин игрушек, и он бегает от полки к полке, хватая то одну игрушку, то другую…хочется всё вместе и одновременно! При этом масса восторга и эмоций! Ход моих мыслей нарушил желудок, точнее голод. Я более 5 часов ничего не ел. Превозмогая желание немедленно приступить к рыбалке, я выбираю берег повыше и направляюсь к нему, чтобы заварить чай и хорошенько поесть! В очередной раз радуюсь современным технологиям и возможностям: ДжетБойл, газ, вода из озера, и через 3 минуты кипяток готов, можно кидать заварку. В этот раз решил чифирнуть по-взрослому и заварил Пуэр с хризантемой. Достал хлеб, сыр, огурец и несколько конфет на сладкое. Если бы не тучи комаров и мошки, то это был бы один самых потрясающих приёмов пищи в моей жизни!

Наслаждаясь процессом потребления конфет, я заметил явное движение на воде, встал, присмотрелся сквозь деревья — это бобер плывет прямо на меня, держа в зубах свежую ветку или молодое деревце. Я встал, подошел ближе к воде и сквозь кусты стал за ним наблюдать. Он заметил меня, когда между нами оставалось метра 3-4, бросил ветку, повернул налево параллельно берегу и громко ударил хвостом о воду, подняв тем самым в воздух много брызг. Показывает, кто тут хозяин, — сказал я вслух, снимая всё происходящее на камеру телефона. Я посидел еще несколько минут, наслаждаясь крепким чаем со сладкими конфетами, сполоснул кружку от чаинок, сложил свои припасы обратно в контейнер и поскорее оттолкнулся от берега. Вышел на центр озера, положил весло, приготовил подсак, чтобы в нужный момент с ним долго не пришлось возиться и сделал первый заброс в сторону какой-то водной растительности. Удар последовал тут же. Мгновенно. Хозяйка этих мест – зубастая щука! Хоть и не очень крупная, около 2 килограмм, но очень сильная и бойкая. Еще заброс, опять атака и снова точно такая же, как две капли воды, щука. Так, понятно, хватит мне таких щук, а то я их до лагеря не довезу. Сменил место, отплыв в сторону метров на 200: тут озеро чуть пошире, метров 300. Делаю заброс — тишина, кручу катушку со средней скоростью, и почти у самой лодки резкий удар! Снова щука. Я ее даже доставать не стал, ослабил фрикцион и немного с ней поигрался, пока она сама не освободилась от крючка. Так я бросал в разных местах озера, и везде одно и то же. Мне хотелось поймать трофей. Пусть ту же щуку, но большую! Не получалось, вся щука одного размера! Я оставил три штуки, прикинув, что мы их сможем съесть на 8 человек — или пожарим с лучком, или котлет накрутим! Убрал спиннинг и решил еще немного времени посвятить изучению озера и сменить место ловли. Пройдя метров 500, уткнулся в очередную плотину в узком месте, перемахнул через нее и еще через метров 300-400 уперся в перекат, вышел на берег, прошёл чуть вперед, перекат длинный — начала не видно. Постоял в раздумьях, что же делать, и решил не продвигаться больше вперед. Во-первых, всё озеро я посмотреть не смогу, на это нужно несколько полноценных дней, во-вторых, за этим перекатом может быть еще один и ещё, в-третьих, надо поберечь силы, «дорога» не простая и местами опасная, особенно для лодки. Если я ее порву, то возвращаться в лагерь пешком с лодкой в руках — так себе приключение… Всегда нужно оставлять резервы за обратный путь!

С этими мыслями я решил не спеша собираться в обратный путь. Но перед этим высадился на плавающий травяной островок, который, как только я на него вышел, начал медленно, но верно погружаться на дно, и мне приходилось по нему постоянно перемещаться. Вскоре мне это надоело, и я, затащив лодку полностью на этот травяной плот, встал в неё ногами, чтобы распределить нагрузку. Положение оказалось очень удобным и устойчивым, и я решил напоследок порыбачить. Сменил для интереса блесну на большую медную колебалку и забросил вдоль травки — тут же мелкие и частые трепыхания на том конце. В этот раз окунь грамм на 300-350. Потом еще один и еще…попал на стайку! Хорошо, значит, не только щука в этом озере водится. Взял несколько штук в дорогу, остальных отпустил.
Окинув еще раз взглядом озеро, мысленно с ним попрощался. Интересно, смогу ли я еще раз когда-нибудь сюда попасть?
Дорога назад была не легче, но проще с психологической точки зрения, ведь я знал уже весь путь. Дойдя до слияния рек, я решил уже не торопиться в лагерь, а развел костер и приготовил одного окуня. Окунь некрупный, поэтому приготовился быстро, и я с удовольствием им полноценно поужинал. Что нужно человеку? Соль, кусок хлеба, спиннинг и спички. Сидишь один посреди тайги, смотришь на воду и ешь свежепойманного окуня. Кайф.
В этот день я убедился, что лодка реально надежная: на всем пути я ее старался беречь, но несколько раз очень жестко всё-таки налетал на камни, а она всё выдерживала! Меня это очень порадовало, можно смело планировать и более дальние маршруты!
До лагеря дошёл легко, на автомате. Поделился с командой рассказами и эмоциями от своих похождений, показал сделанные по пути фотографии на телефоне и отправился спать.

25 июня. Этот день я провел в лагере. Отдыхал и помогал Максу ремонтировать свой автомобиль. Ну, как помогал? Ключи подавал, а ремонтировал Макс! Про ремонт рассказывать особенно нечего, т.к. ничего страшного не произошло. Палкой-веткой оторвало пневмомагистраль задней блокировки, её Макс подвязал с помощью стяжек. Так эта времянка в рабочем состоянии до Москвы и доехала. И опять распушился приводной ремень, хотя поставили новый перед выездом. Заменили. Решили в Москве разобраться с причиной. Разобрались. Дело было в ролике натяжителя. Заменили.
Еще немного понаблюдал за тем, как Саша и Сергей коптили рыбу. Это ведь надо быть настолько увлеченными и преданными своему делу людьми! Еще в Москве они сообщили, что хотят попробовать приготовить рыбу холодного копчения. Я это принял тогда просто как информацию. На деле оказалось, что они подготовили два ящика под сушку и копчение. Ящики по виду и исполнению напоминали премиальную мебель! Три дня они вдвоем занимались этим делом! Сначала рыбу чистили и солили, потом промывали и сушили в одном ящике.


Параллельно из камней и бревен сделали дымоход. Причем бревна пилили ручной пилой из упавшей березы. Потом самое сложное — 13 часов без перерыва поддерживали костер и подкладывали в него дрова, которые не должны гореть и не должны тухнуть, только тлеть! Одним словом, процесс очень ответственный. У меня бы точно терпения не хватило! Результат превзошел все мои и общественные ожидания: рыба получилась наивкуснейшая! Такой в магазине и на рынке не купишь! Если кому рецепт пошаговый, пишите письма, ребята расскажут, я точно не расскажу.

26 июня. Давно хотел и никак не мог освоить новый для меня вид ловли хищной рыбы- кружки! То лень, то времени не было, то формат поездки кочевой, а на них всё-таки нужно время. В эту поездку я их тоже взял и вот настал их день! Я твердо решил, что сегодня буду учиться ловить на них. В лодку положил поплавочную удочку, пару банок червяков, ведро для малька и, собственно, сами кружки. От лагеря отошёл на километр, там есть залив неглубокий с кувшинками и хвощами, берега — сплошное болото, значит, хорошая кормовая база для мелкой рыбы! Там я и устроился. Одну банку с червяками сразу разбросал в понравившемся месте в качестве прикормки, затем снарядил удилище, поплевал на червяка, пожелав ему хорошей рыбалки, забросил и хотел уже присесть на край лодки, как заметил первую поклевку. Поклевка была смелой, наглой и дерзкой. В противовес моим ожиданиям клевала мелкая плотва, не больше ладошки. Я вообще-то думал окушков наловлю, они и поживее, и поактивнее, но нет, ловилась плотва. Зато клевала хорошо, за 15 минут я поймал 10 штучек и остановился. Теперь пришло время насаживать живца на кружки. Оказалось, всё очень просто, но не очень быстро, потому что пока я готовил кружок к установке, лодку относило достаточно далеко и приходилось возвращаться. Но минут за сорок справился с десятком кружков. Последние ставил прямо в зарослях хвоща — там и лодку не сносит, и кружки тоже на месте остаются. Дело сделано, пошел обратно в лагерь. У бывалых поинтересовался, когда их проверять-то надо, вечером или завтра? А они мне в один голос — через час! Ёпрст…делать нечего, махнул полчашки кофе с блином и отправился проверять снасти.

Когда подошёл ближе и увидел, что бОльшая часть сработала и перевернулась, я понял — дело азартное, даже очень азартное! Сомнения, что я мог неправильно живца насадить, тут же развеялись, если клюет, значит, сделал всё правильно! Подбираю первый кружок: размотан полностью, потихоньку начинаю вытаскивать леску, чувствую, кто-то на том конце сопротивляется, прикольно! Оказалась некрупная щука, около килограмма. Хотел отпустить, мы таких не берем обычно, но крючок уже в желудке… Пришлось взять. Спешу к следующему сработавшему кружку, там оказался хороший окунь, тоже приятно! Потом глаза разбежались, какой следующий хватать — не знаю, они все дергаются и трясутся, у меня руки от волнения трясутся, да еще и лодкой надо не забывать управлять =) Направился к тому, что дергался больше других, подобрал, начал тянуть, чувствую, кто-то есть, но не тянется, видимо, в водорослях запуталась рыба. Тут я понял, что на этот вид ловли надо вдвоем ходить: один на веслах, второй кружки обслуживает. Одним словом, рыбу я не достал — порвалась леска. Да и леска какая-то третьесортная, вытягивается как резинка и морщится. Урок на будущее — комплектовать надо самостоятельно! По итогу 3 щучки и окунь. И снимать кружки — это не то же самое, что их ставить! Рыба, леска, кружки, всё вперемешку… Надо снимать последовательно и сразу леску сматывать обратно на кружок, иначе будет так, как у меня получилось — одна большая «борода», которую я еще минут 30 на берегу распутывал =) Но всё равно занятно! Теперь я решил так далеко от лагеря кружки не ставить и так много тоже не ставить! Поймал 5 плотвичек и направился к лагерю, напротив которого есть каменная гряда, а за ней небольшой свал, где в первый день ребята пару щук хороших поймали. Там я свои кружки и установил. Все в одном месте. И отправился на берег. Обернулся, а кружков-то и не видно! Их очень сильно маскирует рябь от ветра на воде, и нужно долго вглядываться, чтобы их идентифицировать. Еще их сильно сносило ветром, но Максим меня успокоил: пусть плывут, всё равно найдем! Меня устраивал такой вариант, потому что я порядком устал, и хотелось просто посидеть у костра с чашкой чая и отдохнуть. Но мимолетную усталость как рукой сняло, когда я увидел, что кружки сработали!!! Я в лодку, парни на берег, наблюдать за происходящим! Из пяти кружков 2 окуня грамм по 500, один без живца, без рыбы, но с тиной на крючке, два без улова, но я их тоже собрал, окончив на этом рыбалку и знакомство с кружками. Так и день прошёл.

Часть 7
27 июня. По начальному плану в обратную дорогу мы должны были выезжать 28-го числа, но так как путь до озера занял двое суток, мы решили выехать на день раньше, с запасом на непредвиденные обстоятельства. Так что это был день сборов. В обратный путь план точно такой же: мы с Максимом по болотам, а ребята на лодках до машин, а затем до места лагеря и точки нашей встречи! Выехали в обед.

Первый лесной участок и вырубку проехали достаточно быстро, часа за полтора, спустились в болото, встали на зимник, спустили колеса: я до 0.4, Макс до 0.25. И поехали потихоньку. Но Макс почему-то часто застревал, слишком часто. Стали разбираться и оказалось, что он едет на заднем приводе! Передок не работает! Заменили хаб и всё наладилось, но не надолго, вышел из строя другой… Оригинальные автоматические хабы, которые держали в колеях и глине, здесь не справлялись. Видимо, слишком большие нагрузки. Взяли на заметку. Автоматы в городе или в ЗИП, а на маршрут – механические. Они у меня 5 лет живут и хлеба не просят! Дальнейшее движение продолжили в связке, но не обычной: за меня динамическую стропу 20 метров, 13 тонн, к ней трос лебедки Макса. Динамка компенсировала ударные нагрузки, а в случае, если один из автомобилей проваливался, то пользовались одной лебедкой на двоих – оказалось очень быстро и удобно! Главное, чтобы была связь! А связь в этот раз у нас была что надо!

Добрались до места ночевки возле ручья. Я поехал первый и то ли траекторию выбрал не верную, то ли поспешил, но толстое бревно оказалось между передних колес, то есть одно колесо его переехало, а второе нет и при попытке движения вперед меня просто стаскивало в сторону по бревну, как по направляющей. Не стал рвать трансмиссию попытками, а решил залебедиться и аккуратно выехать, но якорь был не прямо по курсу, а со смещением вправо, в той стороне, куда меня и стаскивало по бревну. Начал пробовать понемногу, но меня продолжало тащить в сторону, а правое колесо никак не хотело перескакивать через бревно, оно и вправду очень большого диаметра. Всё бы ничего и 20000-ая лебедка всегда вытащит всё, что угодно (не всегда, правда, целиком, но это другая история), но правое переднее колесо уперлось в корневища старого пня, который лежал на боку. Попытались его срезать, но закончился бензин для пилы. Терять время не хотелось, и попробовали потихоньку на лебедке продолжить движение. Всё получилось.

Машина на той стороне ручья, на сухом, но едет как-то не охотно, тяжело. Странно… Выхожу осмотреться и вижу причину недомогания – пень срезал ниппель и колесо было спущено в ноль и больше сопротивлялось движению, чем помогало. Ситуация блин… Ну да ладно, запаска есть, хоть и Кевлар и без таирлока, но того же размера – 42» Макса зацепили за меня, вектор был более правильный и он быстро и безболезненно оказался на нашем берегу. Он оценил ситуацию и говорит: эх жалко нет ниппелей резиновых, можно было бы попробовать их, не разбирая колесо, с внешней стороны протолкнуть!» А у меня-то их полная пепельница =) На, говорю, заталкивай!=) При помощи отвертки он его загнал на место быстрее, чем я термос из машины достал =)

Попили чаю в ускоренном режиме (комары отбирали кружку) и поехали дальше. Местами ехали неплохо, местами сидели плотно. Но через 16 часов мы выехали на твердый грейдер, попрощавшись с зимником и болотами. Вы когда-нибудь прыгали на батуте? Знаете это ощущение, когда после батута на полу прыгнуть не получается?! Вот примерно такие же странные ощущения испытывали мы, оказавшись на твердом основании. До места встречи с группой нам нужно было проехать 30 километров. Дорога после того, что мы прошли – асфальт! Но на этом асфальте меня начало укачивать и забирать в сон. Так сильно за рулем я спать не хотел никогда в своей жизни! Я наверное засыпал с открытыми глазами. Поговорил с Ромой, отпустило немного. Он тоже спит в одном ботинке. Кое-как доехали до лагеря. Раннее утро, начинает жарить солнце. Ребята были удивлены нашему появлению так рано. Они нас ждали через двое суток, а мы нарисовались на 30 часов раньше! Перекинулись парой слов, и я тут же завалился спать, понимая, что солнце не даст этого долго делать. Так и получилось. Через четыре часа я вылез из палатки невыспавшийся, помятый и опухший. Было очень жарко. Ну, да ладно, нам ли быть в печали! Пару часов покемарил и отлично! Попил кофе. Раньше я его вообще не пил и не любил, а последние несколько лет прямо кайфую! Собрали лагерь и двинулись в обратный путь, домой.
Таким было это путешествие моими глазами. Тикшеозеро. 15-30 июня 2021 года.
По всем вопросам пишите на клубную почту: [email protected]
Автор и руководитель экспедиции Пищугин Алексей