Северная Карелия — 2021. Отчет: часть 2

17 июня. Третий день. Встали рано, хотя и без будильника, по обыкновению плотно позавтракали, собрали лагерь и двинулись дальше, навстречу приключениям! По плану на развилке дорог мы должны разделиться на две группы: неподготовленные Прадо и Паджеро едут до озера по лёгкому пути, затем проводят разведку для выбора места установки лагеря на другом берегу озера, а я и Максим едем по старому заброшенному зимнику.

Быстро домчав до перекрестка дорог, попрощались с ребятами и, пожелав друг другу удачи и скорой встречи, двинулись дальше, на север. Наша отворотка примерно через 14 километров пути. Точнее их две, одна пораньше перед озером Койгера, и, если на нее попадем, то сократим путь на 4 километра, но она идет через торфяное болото, по которому наши машины ездить не умеют в принципе. Так что требовалась тщательная разведка ногами. И вторая дорога, через старую вырубку (северная часть озера), которая отчетливо читается на спутниковых снимках.

Первая отворотка так сильно заросла, что идентифицировать её мы не смогли и, не теряя времени, отправились ко второй, которая, напротив, читалась очень хорошо, хотя с первых метров было понятно, что по ней не ездили очень давно. Контрольная связь со второй группой: связь плохая, прерывистая, между нами не менее 14 км, но по отрывкам можно понять, что все хорошо, ребята двигаются к берегу в правильном направлении. 

Готовим заранее лебедки к работе, лочим хабы, переходим на пониженный ряд передач.

Через сто метров дорогу преграждают поваленные в несколько рядов деревья. Достаем пилу, разбираем завалы. Через 50 метров история повторяется…потом снова…и снова… Посредине дороги, между колеями, приличной толщины деревья. Лет 15 минимум тут никто не ездил. Расчищаем себе дорогу, работы очень много, продвигаемся медленно. Длина этого участка около 4 километров, дальше начнутся болота. Но пока про них думать рано. Продвигаемся со скоростью черепахи. Местами такие заросли с буреломом, что приходится час работать, чтобы проехать 50 метров.

Плюс начинают попадаться непродолжительные, но коварные заболоченные участки, которые приходится объезжать стороной. Нашим крупным машинам в лесу явно тесно. Часов через пять впереди появился просвет, явный признак начала болот. Мы еще не знаем легче там будет или сложнее, но радует смена обстановки и характера движения, да и руки от постоянной рубки уже устали, а ладони покрылись внушительными мозолями, несмотря на использование перчаток! 

Выехали на болото. Стало посветлее, а ветерок сдул назойливых насекомых, от этого на болоте было приятнее. Мы остановились для короткого перекуса и запуска дрона, чтобы заснять окружающую нас красоту. 

Мох был настолько глубоким и плотным, что машинам было тяжело двигаться даже на первой пониженной передаче. Но топких мест не было, и мы быстро его преодолели. За ним короткий перелесок, и снова открытые просторы следующего болотного участка. Двигаясь прямо по центру зимника, я проваливаюсь по пороги. Урок первый – не терять бдительность! Лебедимся за дерево и через несколько минут продолжаем движение, но уже более внимательно и осмотрительно. Ехать по болоту – это не по тракторной колее! Движение в основном происходит на двух низших передачах. Часто попадаются очень топкие участки, которые приходится объезжать, прижимаясь ближе к лесу. 

А вокруг красота! Цветет багульник и морошка, впереди по зимнику, насколько хватает зрения покачивается белое покрывало пушицы, не умолкая, перебивая друг друга, поют птицы, время от времени пробегают зайцы в разных направлениях. Тут, не смотря на трудности в моменте, очень спокойно и по-домашнему комфортно. 

В очередном перелеске сделали короткую остановку на чай с бутербродами, но комары, которые абсолютно резистентны к репеллентам разных марок, нас быстро прогнали и мы продолжили медленно тянуться по болоту. Ехать нам еще очень и очень много! Но помимо наших физических и моральных возможностей, а также возможностей наших автомобилей, была одна переменная, на которую мы никак не могли повлиять, и я постоянно думал о ней – это мост, старый мост на пути нашего следования через реку Хлебная. Если он от времени сгнил, то всё…это будет конец. Река в том месте глубокая и шириной около 10 метров, а леса вокруг нет, только гнилые болотные березки, да сосенки… Запасной план у меня был, но он был ближе к самоубийству, нежели к реализации, т.к. я очень хорошо понимал: сил на еще один марш бросок у нас не хватит. 

Вообще, когда на большом промежутке времени находишься в однотипных условиях, то происходит адаптация к происходящему и ты делаешь свою работу на автомате, а мозг в это время переключается на что-то другое и в голове рождаются мысли и голоса, которые спрашивают тебя: зачем тебе всё это? Тебе здесь нравится? Ты сам выбрал этот путь и повел за собой людей, так наслаждайся, желание сбылось… в этот момент происходит переоценка ценностей и важностей, ломаются социальные шаблоны и общепринятые рамки. Я здесь, потому что я этого хотел, и я этого добился. Здесь я живу по своим законам и своим правилам, которые сам же и придумал. Никто не осудит и никто не оценит. Возможно это и есть свобода, когда ты сам выбираешь, где тебе быть и кем тебе быть!

Мои размышления прервал голос Макса из рации: «Лёх, мы подсели, лебедиться не за что, нужна помощь!» В своих мыслях я оторвался на несколько сотен метров и потерял второй экипаж из виду. Ничего страшного, аккуратно в несколько приемов разворачиваюсь на слабом болотном ковре и направляюсь на выручку. Через несколько минут вместе продолжаем движение, я почаще теперь смотрю в зеркало заднего вида. 

Часы показали 20:00. Стало ясно, до лагеря мы сегодня не доберемся, придется ставить лагерь в лесу, а если не повезет, то ночевать прямо в болоте. Хорошо, что ночи белые, светло как днем, а силы на несколько километров пути еще остались. Нам очень важно дойти до моста и убедиться в его надежности. Ребята второй группы благополучно добрались до берега и ждут от нас команды. Дело в том, что от нашей информации касаемо состояния моста будет зависеть место расположения базового лагеря, и чем быстрее мы доберемся до переправы, тем быстрее ребята смогут на лодках перевозить всё необходимое. 

Казалось мы проехали очень много и не часто проваливались в торфяные лунки, но курсор на навигаторе двигался очень медленно. Наконец растительность на нашем пути резко сменилась: мшистый ровный болотный участок сменили огромные кочки, около метра высотой, а основание стало более твердым, а сквозь гнилые деревца стал виден четкий просвет – русло реки! 

Это значит мы у моста! Выхожу из машины и направляюсь на разведку, тут же, то ли от усталости, то ли коварных кочек, спотыкаюсь и падаю вперед на руки. Воды по локоть, в руке рация… Надеюсь не утонула. Стряхнул воду, протер футболкой, сделал пробный вызов. Работает. Отличная проверка!  Иду дальше. 

Вот и река. Ну, привет! Как же давно мы с тобой не виделись, сколько лет прошло?! 

Давным-давно я с друзьями доходил на моторной лодке до этого места. Если выражаться точнее, то мы донесли лодку на себе до этого места. Река не для моторов совсем. Много мелей, каменных перекатов, бобровых плотин, просто завалов. Если вы хотите по ней пройти, то только на вёслах!  

А вот и мост. На первый взгляд целый, несколько небольших дырок, но это не помеха. Походил, потопал ногами – отлично, должен выдержать! На нем, кстати, выросли березки не сильно моложе меня!

Вернулся к машине, Макса сзади не видно, но слышно, как работает лебедка и двигатель, значит, где-то рядом, за кустами не видно. Рука потянулась к рации, сообщить нашей группе на берегу хорошие новости о состоянии моста, но на кнопку передачи не нажал, включил первую и направил автомобиль на мост. Сначала надо переехать, а потом информацией делиться! Мост сильно зарос травой и кустами, краев не видно, нужно быть очень аккуратным. Мост не пошатнулся и даже не скрипнул! Сразу видно, строили под тяжелую технику, которая работала когда-то на этом маршруте! 

Переехав мост глушу мотор, тут же в уши врывается тишина, только где-то высоко в небе жужжит наш дрон-трудяга и по-прежнему уже с той стороны реки слышна работа лебедки – видимо Серый крепко сидит. По рации передал группе на берегу, что мост переехали, всё хорошо, и можно искать место для установки лагеря. Связь устойчивая, между нами по прямой не более 5 км.

Макс помощи не просит, значит справляется сам, а я решил закипятить чаю, и организовать перекус. Время одиннадцатый час ночи. Светло, как днем. Достал ДжетБойл, «чайный чемоданчик»- пластиковый контейнер на 10 литров, в котором всё необходимое для чае-кофепития, хлеб, сыр, шоколадные конфеты и какие-то остатки еды с дороги. Вода быстро закипела, закинул заварку. Чтобы не стоять без дела, взял рацию и пошел на разведку вперед. По навигатору через 700 метров зимник ответвляется и поворачивает направо, тут же ручей или речушка и перелесок – отличное место для ночлега – и вода проточная рядом, и лес, а значит, сухо и будут дрова в достатке. Прошёл метров 400-500, присмотрел по какой стороне лучше ехать и пошел обратно. Гулял я минут 30, не меньше, за это время машина Максима значительно продвинулась и сейчас ее уже было видно из-за кустарника. Через несколько минут мы все вместе пили чай и обсуждали маршрут. Я поделился своими мыслями о месте и целесообразности установки лагеря, меня все поддержали. Перекусили и двинулись дальше.

Эти 700 метров проехали достаточно легко, прямолинейно, застряли по два раза, один раз я хорошо провалился при попытке пересечь зимник, чтобы сменить сторону движения.  Тактика достаточно простая – нужно прижиматься ближе к деревьям, буквально чиркая по ним зеркалами, там покров чуть крепче и лучше держит автомобиль, но есть один важный момент – это крен в сторону зимника, т.е. нагруженная сторона больше давит на слабонесущий грунт, поэтому иногда правильнее уходить на зимник, но при этом избавляться от крена, тем самым распределить нагрузку равномерно между всеми колесами!

Перед самым ручьем Макс немного отстал, а я, доехав до ручья начал искать варианты его форсирования. Сам ручей совсем небольшой и неглубокий, меньше метра. Когда-то здесь был то ли мост, то ли скорее настил из бревен, которые от времени сгнили, и ехать по ним уже нельзя, есть риск провалиться и создать себе дополнительные проблемы. Был еще вариант справа, через лес, там ручей уже метра и дно достаточно твердое, но глубина тоже метр, опустив в такой ров передние колеса, машина вряд ли своим ходом сможет выехать, да и некоторые деревца там мешаться будут, а пилить все подряд без разбора совсем не хотелось. Остается один вариант слева: там топко и посреди, в русле ручья, лежит огромного диаметра очень скользкое бревно. Так себе вариант, но если что, на том берегу есть много вариантов для лебежения. Пробую переехать под прямым углом, получается, передние колеса аккуратно переезжают бревно, слегка чиркаю подножками или рамой, немного газу для динамики и задний мост с небольшим прыжком переезжает бревно. Получилось! Результат с первой попытки – это сэкономленное время! Оглядываюсь. Отличное место для ночлега. Здесь и заночуем. Ш 66.287803, Д 31.608750. Подъехал Максим пошел по моим следам, но, видимо я уже сорвал верхний слой, и у него пройти не получилось. Зацепились за меня и через 10 минут уже ставили палатки и разводили костер для уюта и сушки обуви. На ужин ничего сложного мудрить не стали, приготовили порошковое картофельное пюре с тушенкой. Первый раз мы на пробу взяли картофельный порошок – посолить и есть вполне можно, главное тушенки побольше =)

Часть 3 >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *