Маршрут в Краснощелье

Автор: Алексей

                Здравствуйте, друзья! Хочу поделиться с вами еще одной историей, события которой произошли в середине лета 2023 года. С той поры прошло уже почти полгода, но только сейчас я сел за написание этого текста. Со мной часто так бывает, что отчеты я пишу спустя значительное время. Почему? Этот вопрос я задаю сам себе. Видимо, потому что я соскучился по тем местам, по тем людям, по тем событиям, с которыми связано это путешествие и я, через написание этого отчета, хочу вновь погрузиться в воспоминания и прожить этот маршрут заново!  Усаживайтесь поудобнее, традиционно наливайте себе в кружки-чашки чаёк-кофеек, я сам так всегда делаю, и погнали! Мы с вами отправляемся назад, в прошлое, в 23 июля 2023 года!

…вчера, поздно вечером, мы вернулись с Кольского, где провели 10 дней. Это была «детская» поездка на реку Кукша. Поездка прошла замечательно, все было прекрасно! График был достаточно разнообразный, погода была теплая и солнечная, рыба ловилась хорошо, никто не заболел и не пострадал, техника жива и здорова, дети не подавали признаков усталости и не просились домой! Всё прошло прекрасно! С такими мыслями я лежал в постели и прокручивал прошедшие дни. Вставать не хотелось… Еще вчера я просыпался в палатке под писк комаров и прочие звуки природы, а сегодня в домашней кровати в окружении городского шума… Такая вот граница событий и реалий.

-Алиса, включи Металлику!

Послышалось вступление «Nothing Else Matters». Песня классная, но слишком спокойная для моего состояния.

-Алиса, включи «Enter Sandman»! Громкость 8!  Вот, другое дело, теперь взять себя в руки и вылезти из-под одеяла стало гораздо проще! В голове мешанина из мыслей, их нужно срочно выгрузить из головы на бумагу. Я сел за стол, взял ручку и начал записывать:

-разобрать машину

-помыть машину

-заправить машину

-сделать ТО машине

-купить жесткий диск

-встретиться с Матвеем

-созвониться с Ромой, попросить его съездить к Андрею за вещами

-купить продукты

-собрать машину

                На всё про всё у меня полтора дня. Послезавтра мы снова стартуем на Кольский!  К моменту написания этого текста вы уже наверняка посмотрели весь фильм целиком и прочитали посты в социальных сетях, поэтому я не буду пересказывать всё заново, а постараюсь уделить внимание тем событиям, которые остались за кадром, как это модно говорить сейчас – бэкстейдж.

                Естественно я всё успел, хотя эти полтора дня были напряженными и слегка суетными. Традиционно, в 5 утра я заезжаю за Ромычем, он живет в двух километрах от меня, укладываем его съемочное оборудование в специально приготовленный ящик-корыто, обклеенное изнутри вспененным полиэтиленом, для компенсации ударных нагрузок в пути и мчим в сторону нашего любимого Ярославского шоссе. Мне всё привычно, я только с маршрута, а Роман ёрзает, отвык немного, то пытается шутить, то судорожно перебирает в голове всё ли взял, ничего ли не забыл, то спрашивает про маршрут и про мои мысли, как мы будем проезжать трудные участки болот..? Одним словом, «моросит» Роман. Но вскоре мы переключились на какую-то тему, вроде обсуждения тизера для будущего фильма, он успокоился и вошёл в нормальный психоэмоциональный ритм. 160 километров пролетели как одно мгновение и мы уже грузим в салон автомобиля вещи нашего третьего участника – Илюхи! У Ильи дача недалеко от Переславля-Залесского, минут 20 от поворота с указателем «на Ботик Петра», поэтому встречаться с ним очень удобно, по пути. Мчим втроем на север, обсуждаем и фантазируем что нас ждет впереди, проговариваем стратегию и тактику передвижения! Нам нужно еще заехать в Апатиты к нашему другу Алексею, у которого в гараже я оставил прицеп, колеса низкого давления и много-много вещей и инструмента. Хорошо бы приехать к нему не очень поздно, потому что все эти процедуры с переобуванием колес, перемещением вещей из салона автомобиля в прицеп занимают очень много времени! Плюс все вещи в прицепе нужно тщательно герметизировать, для этого мы запаслись крепкими мусорными мешками и большим количеством стрейтч-пленки. В ящики с продуктами и в электроинструмент вода попасть не должна, а прицеп, как мы уже знаем, погружается в глубокие лужи очень охотно, не предпринимая ни малейших усилий для всплытия и не показывая склонности к нейтральной плавучести – утюг, одним словом. Помимо перераспределения вещей, нам еще нужно заправиться в Апатитах и купить недостающие продукты: запас бутилированной воды мы всегда покупаем в крайнем магазине, как и хлеб и молоко. Хлеб чтобы был максимально свежим, а жидкости, чтобы не везти лишний вес и объем по трассе. Места и так в салоне совсем нет!  По нашим расчётам в Апатитах нам понадобится не менее 3 часов, а то и 4-х с учетом перекуса. Я в голове прикидываю график движения… если сегодня, мы как обычно доедем до Онежского озера, то это будет 1050 км пути, на завтра останется 700. Это часов 8 хода, плюс 4, итого 12… Если в 7 встанем, позавтракаем, соберем лагерь, раньше 9 не выедем…9+12=21 час… Это в Апатитах, а еще надо думать где лагерем встать на ночлег, рядом с городом не очень хочется, а чтобы отъехать подальше уже времени нет, поздновато получается…

                Этими мыслями я ни с кем не делюсь, просто считаю в голове разные варианты… Нужно хотя бы километров 200 проехать за Медвежьегорск, чтобы осталось не более 500, тогда весь график следующего дня сдвинется на несколько часов и будет гораздо комфортнее! Но проблема в том, что после Медвежьегорска, на Мурманской трассе негде комфортно расположится. Гостининицы? Пушной? Там есть гостишка, но уж больно она какая-то чмошная. Есть гостиницы простенькие, но уютные, а эта какая-то противная, начиная от рецепшена с недовольной теткой-администратором, заканчивая номером. Мы останавливались в ней лишь однажды, больше не хочется, надеюсь там произошли изменения в лучшую сторону.

          Ехать такой компанией одно удовольствие, постоянные разговоры и обсуждения, шутки и прибаутки, в машине не скучно и километры пролетают быстро. Точно уже не вспомню, но в районе 18-19 часов мы промчали мимо поворота налево на наше излюбленное место на берегу Онежского озера. Обычно в этой точке мы оказываемся часам к 20-21, но сейчас у нас темп выше, никаких остановок на заправки или съемку, да и одной машиной обгонять легче, думаешь только за себя, а не за весь хвост из 5-6 машин. Спать совсем не охота, сил еще море, в термосах еще булькают чай и кофе, жизнь прекрасна, мчим дальше. Вечером ехать еще комфортнее, т.к. температура воздуха понижается и всем становится легче (я мотор имею ввиду, если что=)

                Через пару часов останавливаемся в Пушном на АЗС Роснефть, очень популярная и всегда людная заправка. Я остаюсь в машине заняв очередь, а парни помчали в туалет и купить каких-нибудь вкусняшек в дорогу. К тому моменту, как подошла моя очередь заправляться, Рома уже вышел и сменил меня, таким образом мы почти не теряем времени. Заправлять полные баки не стали, а капнули литров 80, чтобы наверняка доехать до Апатит, а там все равно заправляться под горлышко. На заправке все-таки остановились, отъехали в сторонку и устроили перекус, немного ноги размять и в целом немного отдохнуть, сменив обстановку. Минут в 10 уложились и продолжили путь на север.  1300 километров позади, очень неплохо, уже можно и об остановке подумать, хотя спать еще совсем не хотелось, но первые признаки усталости начали проявляться: экипаж всё больше молчал, а я ловил себя на мысли что всё чаще поглядываю на часы и одометр. От Пушного до поселка Лоухи примерно 200 километров, по расчетам к 23-м часам должны там быть! Идеальное время, большой суточный пробег, приехать и сразу спать! Заниматься установкой лагеря уже не хотелось и решили остановиться в гостинице с не выговариваемым и абсолютно не запоминающимся названием, что слева прямо на дороге, в 8 километрах от трассы. *Полез за помощью и интернет искать название – РЕМСТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ!!! на ул. Советская, 83. Нормальное название? Как такое вообще запомнить можно? Э, #маркетологиотбога, ау!?!

В этой гостинице мы очень часто останавливались, т.к. она очень удобно для нас расположена. На этом участке мы уходили на запад, в сторону Кестеньги и Пяозерского. К слову эта гостишка максимально простая, минимум комфорта, но переночевать в ней гораздо уютнее и приятнее, чем в Пушном, хотя уровень у них одинаковый.

                В общем едем мы едем, а связи на этом участке нет и позвонить, забронировать номер мы не можем… Связь появилась буквально в километре до перекрестка Кестеньга-Лоухи. Звоним… Свободных номеров нет… Молча пролетаем перекресток… Уже хочется остановиться, принять горизонтальное положение, отдохнуть, может быть съесть что-нибудь вкусненькое перед сном, выпить чашечку душистого чая или кофе…  Фиг вам, а не кофе! Найти другое место для отдыха не удалось, опять закончилась связь… Валим дальше, вдоль дороги ложится туман… В ж**у дурные демотивирующие мысли! Чего раскисли-то? Мы же отдыхать едем! Дорога –кайф! Еда есть, вода есть, солярка есть! Чего негативить? Кайфуем! Опомнились, поменяли пластинку в своих головах и с уже нормальным позитивным настроением и восприятием посмотрели в будущее! Ну, на крайняк, в машине поспим несколько часов, ничего страшного не случится!

Появилась связь, место для ночлега в Кандалакше. Какая-то центральная гостиница. Время час ночи. Перегуляли конечно, зато позади 1600+ километров! До Апатит всего-то сотня остается! То есть завтра можно поспать, никуда не спешить, найти уютную кафешку выпить кофе и съесть круассан или брускетту, поглядывая через большое панорамное окно за неспешной жизнью города.

                Так и поступили. Ровно так, как запланировали! В кафешке просидели не меньше часа, наблюдая за шагающими прохожими. Наши организмы отдохнули, подкрепились и мы неспешно почапали дальше, попивая горячие напитки из бумажных стаканчиков. Романтика! Надо ли говорить, что 100 км до Апатит пролетели быстрее, чем мы успели проголодаться!?

Первым делом звоним Алексею, он на смене, значит встретиться не получится, обидно. Хотя нет, ничего обидного, не получилось и ладно, ничего страшного нет, в другой раз увидимся! Ключи- то от гаража у нас есть! Паркуемся поудобнее, чтобы доступ к автомобилю был со всех сторон и приступаем активно менять колеса и перегружать вещи. Казалось бы, плёвое дело, а времени занимает много! Ящики тяжеленные и обматывать их пленкой совершенно не удобно и хлопотно! Колеса тоже, пока поменяешь, вспотеешь три раза! В общем мы с Илюхой меняем, а Ромка перекусы готовит и нас, не отрываясь от процесса, кормит бутербродами=). Пока возились с машиной подошло несколько человек – владельцы соседних гаражей, всем были любопытны мы, наша машина, прицеп и наши планы. Со всеми пообщались, информацией поделились, любопытно, что все местные, с которыми мы общались в этот раз и в предыдущие решительно ничего не знали про наш маршрут и основные точки. Такой вот парадокс. 

          Внимательно осмотрели гараж на предмет забытых вещей, прибрались немного, помыли руки в бочке с дождевой водой, закрыли двери и с каким-то новым внутренним мимолетным волнением, двинулись звеня страховочными цепочками в сторону ближайшего продуктового магазина. «Магнит» оказался в ближайших дворах, с отсутствующей парковкой.  Подъезжая, я сразу ломал голову: как же я буду отсюда выезжать задом с прицепом? =)) На тот момент езда задним ходом мне давалась плохо, с учетом того, что прицеп полностью находился в 100%-ной мертвой зоне и я не понимал момент начала складывания сцепного устройства, а лишь работал рулем от обратного. Пока я докупал в магазине необходимые продукты и наливал в подсобке воду в канистры для приготовления пищи, ребята продолжали играть в тетрис с множеством вещей, создавая идеальное пространство как в машине, так и в прицепе.

Небольшая справка о продуктовом наборе или что мы взяли с собой из продуктов:

4х5-литровые бутылки питьевой воды

2х20-литровые канистры с технической водой (из-под крана в магазине набрали)

Около 10 маленьких бутылок с разной минералкой (боржоми, ессентуки, рычал-су и подобные)

Хлеб

Сыр, колбаса

Картошка, лук, морковь, чеснок, огурцы, помидоры, свекла, капуста, горошек, кукуруза, кабачки

Чай, кофе, лимон + сладкое к чаю в ассортименте

Тушенка

Копченые ребра в вакууме

Яйца куриные, бекон копченый в вакууме

Масло подсолнечное

Молоко

Майонез

Несколько замороженных куриц

Гречка, рис, мука, макароны, суповые наборы гороховые

Несколько упаковок влажных салфеток и бумажных полотенец

Специи, соль, сахар, соусы, кетчуп

Семечки

Несколько дежурных банок консервов в качестве н.з.

Сюда же отнесу газ для плиток и джетбойла, фольгу, одноразовые пакетики для завтраков, несколько пустых пищевых контейнеров, одноразовую бумажную посуду, фэйри и алкоголь.

Холодильник в эту поездку не брали для экономии места, в расчете на рыбалку.

                С продуктами закончили, кое-как покинули «парковку» магазина, выехав на проезжую часть задним ходом, перегородив обе полосы движения. Дело в том, что в этой и предыдущей поездке на Кукшу, колеса, а точнее диски были собраны неправильно, отчего колесо задевало за рычаг, это сильно ограничивало угол поворота колес, а как следствие – маневренность. В последствии это недоразумение было исправлено, путем перестановки ступичной части диска с вылета -75 на -105 и проблема исчезла.

                На круговом движении знакомая нам АЗС Роснефть, заправляем три бака под завязку и еще 4 канистры по 20 литров в прицепе.

Потяжелев на 300 литров покидаем город, направляясь в сторону Октябрьского. До него около 40 километров. Машина на колесах низкого давления заметно подросла и стала значительно мягче и комфортнее. В Октябрьском сделали короткую остановку, чтобы переодеться и снизить давление в шинах, затем проводили взглядом место сгоревшего дома с остатками печных труб, смотрящих вверх и повернули направо… Впереди 80 километров достаточно однообразной дороги до дома связиста – Валентина Вячеславовича Власова. Этот участок не доставляет абсолютно никаких трудностей для подготовленного автомобиля, состоит из коротких и длинных луж, разной глубины с россыпью камней на дне. Полный привод нужен в крайне редких случаях. Но в то же время совсем расслабляться нельзя, чтобы не проморгать какую-нибудь локальную промоину или опасно лежащее бревно. Комфортная скорость движения 20-25 км/час. Слева и справа от дороги и на сотни метров в стороны растянулись болота, которые чередуются с лесными участками. Вдалеке изредка в поле зрения попадают сопки, покрытые хвойным лесом. Ах, да, чуть не забыл самое главное событие, которое произошло с нами на этом участке дороги! Отъехав от Октябрьского пару километров, мы сделали остановку, для съемки какого-то кадра и, только подготовились к процессу, как на нас, откуда-то из кустов «напал» максимально грязный пёс и начал прыгать на нас и лизать руки. Его поведение не было агрессивным, но очень приставучим! Ромка поднимал вверх руки с камерой и пытался отвернуться от него, прикрикивая что-то вроде «Пошел вон» или «Фу» =) Псу на эти команды было решительно пофиг, и он продолжал прыгать, как заведенный и оставлять на нас грязные отпечатки своих лап! Применять какую-либо силу или жестокость в отношении к нему совершенно не хотелось, да и его поведение к этому не располагало, поэтому мы решили спрятаться в машину и отсняться где-то в другом месте, попозже, подальше. Мы тронулись, пёс мелькал сзади, то в левом зеркале заднего вида, то в правом. На какое-то время за разговорами мы забыли про собаку, переключившись на другие мысли. На более прямом и ровном участке дороги, мы вспомнили про собаку, её не было, мы остановились, Рома сделал нужные кадры и продолжили движение с шутками и прибаутками, которыми всегда наполнен салон нашего автомобиля! =) Иногда мы можем так наржаться, что начинают болеть скулы и сводить от смеха животы=)

                В очередной раз пересекли Цагу, затем развилку дорог с Геодезическим знаком, перепрыгнули стальную трубу через Марьйок и вскоре выехали на знакомую поляну с очень знакомым домом, рядом с которым мы провели уже много дней и ночей. Мы на месте.

  На сегодня план выполнен и даже перевыполнен, можно расслабиться и отдохнуть! Я бросил взгляд на приборы автомобиля, все контрольные показатели в норме, повернул ключ в замке, заглушив мотор. Тут же все погрузилось в полнейшую тишину. Тишина и красота! Такая близкая, такая знакомая, такая родная! Постояли какое-то мгновение, оглядываясь по сторонам, будто проверяя всё ли на месте, всё ли в порядке и, убедившись, что всё хорошо, пошли разбирать машину, готовиться к ужину и к отдыху. Ромка достал камеру и мы записали ту самую вступительную речь, которую вы все видели в нашем фильме. Хочу сказать, что в 99% случаев мы всегда импровизируем на камеру и пишем всё с первого дубля. Никаких постановок, никакого сценария, только лайф! Конечно вышесказанное никак не относится к съемке тизеров – тут жесть! Десятки дублей, каждая деталь, фокус-расфокус, куча света, объективы, камеры со всех сторон на штативах, микрофоны… Настоящая съемочная площадка с персоналом!

                В дом занесли спальники, пенки и продукты для приготовления ужина! На ужин решили приготовить что-нибудь жиденькое – Мамин борщ со сметаной! Слюни потекли, что тогда, что сейчас! Включили плитку, поставили котелок с водой, послышался какой-то странный звук… то ли шорох, то ли дыхание… В дверном проеме появилась собачья морда! Пёс нас догнал=) Осмотрел нас внимательно, втянул ноздрями воздух, задрав голову максимально высоко и выдохнув растянулся на полу. Ну и что нам с ним теперь делать? Надо накормить и придумать ему кличку! Перебрав десяток вариантов остановились на коротком и звучном БРО. Сокращенное от английского Брат. Пёс отреагировал, оторвав голову от пола, значит понравилось новое имя, так мы решили и угостили его банкой тушенки, пока готовится основное блюдо.  Содержимое банки он проглотил, как нам показалось, одним цельным куском… Однако… В последствии, прежде чем звать его для приема пищи, тушенку разминали на более мелкие куски.

              Так нас стало четверо.

             Борщ удался на славу, наваристый от мяса и сладкий от свеклы, съели по две больших порции, для Бро отрезали донышко пятилитровой пластиковой бутылки, сделав подобие миски и тоже налили ему борща. К позднему вечеру мы так накормили нашего друга, что он даже колбасу есть перестал. Я не знаю, можно ли так кормить животных, но нам думалось, что пробежав 80 километров ему нужно было восстановить силы, а сделать это возможно только одним способом! Мы наелись как 4 богатыря и заснули богатырским сном!

Пёс уснул первым и по-видимому бежал во сне, о чем свидетельствовали его двигающиеся конечности=) Никаких будильников, спим до отвала! Мне нравится ощущение, когда организм истощен, когда очень хочется спать и тебе ничто не мешает провалиться в сон, ведь ты сыт и уже находишься в горизонтальном положении, закутавшись в спальник и последние обрывки мыслей улетают куда-то в бесконечность…

                …тонкий писк летящего комара…тишина…звук удара ладонью по открытой части тела… снова писк… значит кто-то промахнулся… Сознание проснулось, но вставать все еще не хотелось, открывать глаза тоже не хотелось. Я лежал и слушал дуэль кровососа и чьей-то ладони. Очередной удар по шее поставил точку. Писк прекратился.

-Встаем? Спросил я.

Было понятно, что все проснулись и просто валялись. Кроксы, два шага до двери, скрип ржавых петель, свежий и еще прохладный воздух ворвался в комнату. Кайф. Какой же кайф! Я зашел обратно в дом, налил воды в ДжетБойл и щелкнув пьезоэлемнтом, пошел на ручей умываться и чистить зубы! Чистое здоровье! (с)

Крепкий листовой чай с сахаром и лимоном из железной кружки на свежем воздухе, под открытым небом! Только ради этого уже стоит путешествовать! Кайф! Я до завтрака всегда выпиваю две. Не торопясь, сидя на каком-нибудь пеньке или бревне, без спешки, без суеты, я и кружка горячего чая! Так должно начинаться каждое утро! Я люблю чай!

                Теперь можно и завтраком заняться. Плитка. Сковородка. Бекон. Половина луковицы. Помидор. 6 яиц. Крупная соль. Кумин. Паприка. Куркума.  7 минут. Завтрак готов! Приятного аппетита!

-А давайте сегодня никуда не поедем, дожевывая, предложил я. Погода шикарная. Спешить нам некуда! Соберем спиннинги и пойдем погуляем, блесну в речке помочим!

– А после обеда, когда вернемся, давай «разговоры на кухне» отснимем, на фоне Фёдоровых Тундр, предложил Ромыч!

– Я за любой кипиш, поддержал наши планы Илюха!

Налили еще чая. Планы построены, спешить некуда, отдыхаем!

                БРОтишку накормили вчерашним настоявшимся борщом, он с удовольствием заточил порцию и потом долго еще гонял носом миску по поляне, вылизывая ее до блеска. Мы с Илюхой собрали два спиннинга, я сложил в рюкзак необходимое для короткой прогулки, Ромка взял камеру и мы пошли на Чанейшйок (даже не пытайтесь это произнести!) До ручья идет старая технологическая дорога, даже мостики сохранились, а не доходя слева остатки какой-то перевалочной базы: кабины от тракторов, пенопласт-утеплитель от жилых модулей и еще куча разного металлолома. Эхо из прошлого. Убрать бы всё это отсюда, вывезти на свалку весь этот мусор, без него глазу приятнее.

              Ручей оказался совсем мелким, по щиколотку, а шириной метра 3-4. М-да, чего тут ловить-то? Ладно, пойдем вниз по течению, может пошире станет!?

Через сотню метров начали попадаться хоть какие-то углубления, до полуметра-метра глубиной и в этих ямочках начал клевать хариус. Мы поймали двух, грамм по 400, на еду вполне сгодится! Мы воодушевились и пошли дальше. Но на этом, как оказалось, наша рыбалка закончилась. Было еще несколько речных форелек, но они были максимально мелкими и были отпущены. С двумя «хорьками» мы отправились обратно, но не вдоль ручья, а на прямую, через лес и сопки, по навигатору. Кстати, это самый популярный вопрос в комментариях: Что за приложение на телефоне?

Отвечаю –Gaia GPS. Сам пользуюсь и всем рекомендую. Прежде чем его скачать, я перепробовал с десяток приложений, но все они меня не устроили, по тем или иным причинам. Приложение платное, по оплате есть нюансы, пишите, расскажу-научу, сам весь путь прошел.

                Вернулись в домик, развели костер и приготовили рыбу! С рыбой чтобы не возиться, приготовили ее в фольге. Рецепт наипростейший: рыбу потрошите, натираете солью внутри и снаружи, внутрь вкладываете веточку розмарина или какую-нибудь хвоинку, плотно заворачиваете в фольгу и кладете или в угли, или прямо в костер, но не в середину, а с краюшку. Минут 10, в зависимости от размера и можно вынимать, по желанию выдавить немного лимонного сока и слегка поперчить. Быстро, просто и полезно!

Перекусили пойманным хариусом и остатками борща! На десерт бахнули чая с какими-то сладостями и приняли горизонтальное положение.

                Утро, погода прекрасная – тепло и солнечно, оперативно позавтракали, собрали вещи и поехали дальше, сегодня нам нужно доехать до Кукши. Это примерно 50 километров, из которых первые 40 такая же грунтовка, как и до Домика, а вот потом всё становится гораздо сложнее: последние 7-8 километров после развилки начинаются болотные участки, никакой гати или насыпи нет – нормальное такое бездорожье! Этот участок я проезжал на этом же автомобиле несколько раз: первый в 2019 году, с Романом вдвоем мы поехали на разведку. Тогда машина была совершенно пустая и обута в 40-е Кевлары. Доехали тогда нормально, 5-6 раз лебедились, но всё было предсказуемо, хотя и в новинку. Второй раз я уже в составе Клуба, в 2021 году проходил этот участок, в поездке на Поной. Я был на 41-х Авторосах, всего 6 машин. Лебедились все и по нескольку раз. И вот мы едем снова тем же треком. Дорогу я прекрасно помню, все засадные участки в памяти, но сейчас другая задача: не просто проехать эти 7-8 километров, а понять возможности машины в ее новой конфигурации- на бОльших колесах, размерностью 45-47’’ и прицепом вдобавок.

                Небольшое отступление про прицеп. В чем его функция и зачем он нужен? Мысль следующая: машина в полной загрузке очень тяжелая, давайте посчитаем вместе! Пустая весит 2950 кг. Взвешивали на весах. Топливо – 300 литров, считаем, для простоты в килограммах. Это 3250кг. Запаска – 80…3330. Два человека (в этой поездке нас трое), пусть 160 кг. Личные вещи, одежда на двоих еще 20 кг…3510. Два ящика забитые под завязку с продуктами и ЗиПом- по 80 каждый и это минимальное значение..! Уже 3670. Аптечка, бензопила, две канистры с водой по 20 литров, болгарка, набор ключей, гайковерт, дрель, домкрат, топор, лопата, полуоси в сборе, Панары, рулевые тяги, монтажки, рулевой редуктор (знаете сколько он весит?) шатер, оборудование для съемок, такелаж… сколько еще мелочей: снасти рыболовные, лодка с веслами, оружие с БК, посуда, газ, бутилированная вода… под 4 тонны набегает легко! Т.е. нагрузка на одно колесо составляет 1000 кг примерно. Мысль переместить 500 кг из машины в прицеп, тем самым распределить нагрузку. 3500/4=875кг. 125 кг с каждого колеса – это много! Прицеп не знаю сколько весит, но думаю не больше 300 кг с учетом колес и 500 кг груза, получается 800/2=400 кг на колесо. В моих теоретических расчетах машине должно быть легче, т.к. она не будет так сильно проваливаться в грунт/болото. Из минусов всё-таки прицеп -это не только вес сам по себе, но и сопротивление, т.к. колесами он не помогает.

                Еще одно отступление про колеса, точнее про их размер. Исходником послужили колеса компании Авторос 45 (550-60-18) или 1130 мм в диаметре. Они подходили мне по размеру, но не подходили по индексу нагрузки (800кг) и я обратился к производителя с просьбой сделать усиленные колеса под бОльшие нагрузки, и они сделали! Да, индивидуальный спецзаказ, для меня лично! Но (не буду вдаваться в производственные тонкости) в процессе создания колес немного изменился размер, в большую сторону: на давлении 0.5 атм мы намерили 47.2” (1200мм), а на давлении 0.2 – 44,8”. Поэтому у нас самих есть небольшая путаница в головах, как же их характеризовать с точки зрения размера. В итоге называли как угодно, в зависимости от контекста, ситуации и интересов выгодоприобретателя!

                Итак, задача не просто проехать этот участок до Кукши, а понять плюсы и минусы новой конфигурации, а также наши возможности. И понять это всё нужно здесь, на самом входе, откуда нас, в случае чего, смогут эвакуировать или прислать помощь! На первых засадных участках стало понятно, что ничего сверхъестественного не произошло, куда хочу, куда гляжу, машина не едет. Надо по-прежнему думать, ходить ногами, делать разведку, искать траекторию, НО при таком подходе ехать машине стало гораздо легче! Еще раз: ведем себя точно также, как будто мы едем на колесах 40-42”, один в один! Но по факту нам гораздо проще и легче двигаться по выбранной траектории. Думаю, процентов на 25 эти колеса дали преимущество! Это не математические изыскания, это субъективные ощущения!

                До Кукши мы лебедились несколько раз, 2 или 3, уже не помню, в фильме это есть, посмотрите, если интересно. Но доехали очень шустро, даже с учетом съемки.

                Еще одна справка для понимания: Ехать по маршруту со съемкой фильма и без съемки – это разница по времени минимум в 2 раза! Так что прикидывайте, сколько нужно времени и сил чтобы сделать фильм для ютюбчика! Время было не позднее, мы поставили шатер, оборудовали стоянку и накачав лодку отправились на рыбалку.

Потому что спать рано, а ехать дальше, в неизвестность, не правильно. Мы с Илюхой в лодке, Рома с камерой ногами по дну идет, нас снимает, забавно выглядит! Потом конечно посадили его к себе и втроем шли, но ради кадра Рома готов на всё! Буквально! Этим он и отличается от большинства его коллег. Камера есть у всех, а снимать умеют единицы! Мы пошли направо. Вниз по течению лодка сама идет, легко и непринужденно, надо только лишь изредка корректировать направление редкими и легкими гребками. Пока один бросает спиннинг, другой следит за траекторией, потом меняемся, очень удобно! Рыба клевала не супер часто, но наверняка. Мы сделали такой вывод, что из-за низкой воды, много рыбы скатилось вниз, туда, где поглубже, поэтому ее меньше, чем в предыдущие годы, но тем не менее она была в хорошем расположении духа и обладала хорошим аппетитом! Мы поймали пару хороших щук и несколько хариусов, на еду нам хватит! Мы бы может и еще половили, но дело в том, что скатываться по течению – кайф, а вот грести обратно – совсем не кайф! Вообще никакого кайфа, учитывая, что нас трое, весел двое, а течение достаточно сильное. Мы решили не жадничать с рыбой, не утомлять себя греблей и развернулись назад. Через час мы были в лагере. И единогласно похвалили себя за решение вернуться, всё было вовремя!

                За многие годы путешествий мы научили себя отдыхать комфортно! Научились трезво оценивать свои силы и задачи, которые ставим сами себе! Мы строго регулируем график отдыха и движения, не пропускаем приёмы пищи, стараемся сохранять взаимопонимание в группе! Так было не всегда, само ничего не случилось, мы так сделали! И оценивая сегодняшние показатели, я уверен, что мы всё сделали правильно! Мы каждый день наслаждаемся процессом на не самых простых маршрутах, а в трудных ситуациях не теряем чувство юмора и самообладания! В тот вечер, сидя в шатре, на том самом месте, где мы стояли лагерем два года назад, где так весело и тепло отмечали день рождения Андрея, жаря на сковороде стейки из свежепойманной щуки с луком, после физических упражнений с веслом, после вечернего бодрящего и освежающего купания в реке, захотелось выпить рюмку водки. Не пива, не вина, не рома и не виски, а именно рюмку водки. Короткий тост: за Клуб Маршрут и традиционное трехкратное Ура пронеслось по долине реки Кукша… Такие моменты не забываются никогда, из таких моментов состоит наша жизнь!

Утро 5-го дня. Пять дней назад мы были еще в Москве, сейчас мы находимся глубоко в Кольском, осознание этого поднимает уровень авантюризма в крови. Ночью шел дождь, утром тоже, комары и мошка свирепствуют. В шатре так уютно, тепло и сухо, особенно укутавшись в спальник, вне шатра мокро и слегка ветрено. Покидать уютный шатер не хотелось. Поэтому мы решили не торопиться, а по обыкновению заварить хорошего чая, плотно позавтракать, пожарить присоленного с вечера хариуса и только потом собираться в дорогу. Даже в таком максимально комфортном и ленивом настроении в 10 часов утра мы завели мотор и под лай нашего Бро двинулись дальше, на встречу приключениям!

Этот абзац слабонервным и впечатлительным не читать! Я серьезно. Просто пропустите его и всё

                Отъехав от места нашей стоянки пару километров, я боковым зрением заметил движение, начал вглядываться, объяснил Роме и Илье, но они ничего не видели. Илюхе сзади вообще не разглядеть каких-то мелких деталей, а Ромка занимался техникой, обычно он салфеткой тщательно протирает оптику после съемки, особенно во время дождя.  Я же был уверен, что что-то видел, но что это я не мог понять… Вдруг через мгновение всё повторилось и я понял причину – заяц. Маленький зайчонок, прыгал параллельно нашей машине. В своей жизни я дважды ловил зайца голыми руками, один случай Рома снял на камеру, и он есть в одной из серий Печорского тракта. Я остановил машину и побежал за зайцем, тот от меня… Бежать было не удобно, широкие сапоги без вкладыша, на тонкий носок не способствовали высокой скорости, из карманов разлетались в разные стороны предметы – перочинный нож, зажигалка… Еще эта рация, зачем я ее взял? Привычка, без рации не выходить из машины! Преследовать зайца было очень некомфортно, несколько раз мне хотелось остановиться и бросить эту затею, но я почему-то продолжал преследование. Лес хорошо просматривался, кустарника или какого-либо нижнего яруса вообще не было, только ягель и сосны, видно на сотню метров вперед. Я знал, что заяц скоро устанет и попытается затаиться, так было в предыдущие разы. И я не ошибся. Зайчонок забился под какой-то корень и замер. Я оглянулся назад, оценивая сколько же мы пробежали? Сориентировался в какой стороне дорога и схватил мелкого за уши. Он был очень милый, мягкий, чистый и пушистый, будто его только что помыли с шампунем и насухо вытерли полотенцем. Задние лапы неприлично длинные и не пропорциональные, относительно туловища, цвет серый с какими-то светлыми вкраплениями. Подбежал Рома с камерой и привычным жестом показал, что он снимает и можно что-то говорить! Пошла стандартная импровизация о зайцах, но тут наш пленник начал невыносимо пищать и трепыхаться, показав свои маленькие и удивительно белые передние зубы. Он пищал максимально громко и жалобно, отчего Рома поменялся в лице и опустил камеру. Понятно, что актер с ролью не справился, кадр испорчен, точнее кадр мы планировали сделать милым, добрым, позитивным, а получалось совсем не так.

-Отпускаем?

-Конечно, сказал сжавшийся (или съежившийся) от этого писка Ромка.  Я опустил мелкого на землю, тот мгновенно помчал в сторону, и в ту же секунду, откуда-то сзади-сбоку на перерез ему, с каким-то молниеносным ускорением рванул наш пёс, и перекусил длинноухого на две несамостоятельные части… Картина так себе…противненько как-то, уж слишком милым был зайчонок. Пёс охотничий, своё дело знает. Причем, мы подумали, что может он его съест, раз уж убил, ничего подобного, просто оставил. Мы как-то не были готовы к такому началу дня. Ладно бы заяц взрослый был, было бы не так жалко или совсем не жалко, а тут…  брррр..

                Несколько минут ехали молча, потом обсуждали поведение пса, но вскоре наши мысли прервала новая картина: лес расступился, мы выехали на открытый заболоченный участок, длинной метров сто и силуэтом дома на противоположной стороне. Илья побежал на разведку, потому что достаточно высокая трава скрывала рельеф и характер дороги. Впереди оказалась не широкая и не глубокая река, метров 7-8 в ширину и метр, может чуть больше, глубиной. Дно твердое, доложил штурман, можно ехать! Переехали без проблем, разгоняя бампером некрупных хариусов и остановились осмотреться у домика. Дом крепкий, добротный, с новой, еще не потемневшей пристройкой, внутри практически копия дома Валентина Власова: точно такое же расположение стола, окон, спальных мест, даже полочки возле окна на тех же местах! Рубили дома скорее всего разные люди, но проект один! В прихожей заготовлена поленница дров на неделю, имеются рыболовные снасти и теплая верхняя одежда. На столе в доме почему-то очень грязно: отчасти виной тому мыши, но и без них хватает! Странно. Могли бы и прибраться после себя, кто бы не был!

                Рядом с домом куча сломанного железа от вездехода – катки, торсионы, редуктора…  Лично меня всё это раздражает и бесит! Люди ездят на вездеходах, даже не важно на чем, просто ездят по своим делам, кто на рыбалку, кто на охоту, кто логистикой занимается, бизнес такой, нет вопросов. Но почему везде нужно этот срач оставлять? В одну сторону везут груз, но в другую то, почему эту помойку не вывезти? Почему нет культуры? На 120-м в десяти метрах от домика гора пустых бутылок и банок! Там и старые, и новые и совсем свежие! Вы ведь как-то до сюда довезли полную бутылку спиртного, так почему ее пустую обратно, на то же место не поставить и не вывезти до города, до мусорного контейнера? Что в голове? Какая логика? Типа, вот же рядом стихийная помойка, меня это устраивает, тоже туда выброшу, никто не видит, я не первый, ни я это начал, совесть чиста, это не я, это сама куча образовалась, это туристы, наверное, понаехали… Мне противно. Почему кому-то нормально? В чем разница? Почему мы мыслим по-разному? И это ведь не только здесь, это по всей стране такая история! Получается не воспитал Советский Союз, программы наказания не было? Я понимаю послевоенные годы, там не до этих вопросов. Потом заводов не было мусороперерабатывающих, перестройка, бардак, не понимаю, но частично принимаю! Я говорю и спрашиваю о дне сегодняшнем! В любом городе, где есть алко-маркет есть и мусорные контейнеры! Мы, участники клуба Маршрут, тоже употребляем спиртное, тоже едим консервы, но ни одной пустой бутылки или банки не оставили после себя! И нам не зазорно, возить на крыше мусорный мешок полный обожжённых в костре жестяных банок из-под тушенки. И несколько ящиков пустой стеклотары. Я знаю, есть люди, которые такого же мнения, которые увозят своё, после себя и еще за того парня! Я таких людей ценю, люблю и уважаю! Мне хочется, чтобы меня услышали и сделали минимальное усилие над собой! Это не сложно!

                Еще пару слов на эту тему и закроем: дайте мне совет или поделитесь мнением, как поступать? Я считал, что добрые дела нужно делать молча, не хвалиться этим, никому не рассказывать, не выносить в широкую аудиторию, не кричать об этом на весь белый Свет…  А с другой стороны, если показывать это, то будет (наверное, будет) пример и напоминание о другом варианте развития событий, будет больше людей с подобной точкой зрения, пусть и навязанной. Что делать? Как правильно? Даже не как правильно, нет никаких правильно и неправильно, а как действенно?

                Такое вот эмоциональное отступление, крик души. Продолжаем…

В этот день мы доехали до реки Восточная Тичка, где остановились на ночлег. Поговорим о дороге. Эта информация для тех, кто захочет повторить наш маршрут. Если вы сможете доехать до Кукши, то дальше тоже проедете. Характер и качество дороги похожее. Лесные сухие участки чередуются с болотами разной сложности и протяженности. Везде, для первого раза, обязательно нужна разведка. Если вы на Трэколе или на Шерпе, то понятное дело, везде (ну почти везде) можно ехать прямо. На квадриках, если вы без прицепа, налегке, проблем не возникнет, единственное смотрите внимательно глубокие старые колеи и промоины, можно кувыркнуться, ну и броды через речушки, может быть и 1.5 метра глубина. Для машин, подобных нашим… Я, зная, этот маршрут, смогу проехать на 40-х колесах. Да, буду чаще пользоваться лебедкой, где-то подкладывать ветки-палки-бревна под колеса, но проеду. Могу ли я взять на себя ответственность и рекомендовать вам поступать также? Да, могу. Считаю, что случайный авто путешественник туда не сунется, а опытный понимает, что делает! На 40-42 колесах рекомендую взять 220-260 литров солярки, в зависимости от мотора. Этого хватит. У меня ушло 150-160. Поясню: моя машина на 45+ Авторосах потребляет топлива примерно на 30% меньше, чем точно такая же машина на 40-х. Естественно на одном и том же маршруте, передвигаясь бок о бок. По времени, в формате туризм, я рекомендую закладывать 12-14 дней Октябрьский-Краснощелье-Октябрьский, чтобы было время и порыбачить и достопримечательности посмотреть! И самое главное не торопиться и не совершать лишних ошибок! Пожалуй, самое важное, это не остаться там без лебедки, поэтому всякие жужжалки 9-ти тысячные, я бы сразу поменял на более мощные и надежные! У меня 20-ка. 15-ка тоже сгодится!

Еще нужна пила, пилить пришлось много, много завалов поперек дороги. Вот из основного, пожалуй, и всё, если этой информации недостаточно, пишите-звоните, контакты все актуальные!

                На пути следования вы будете проезжать озеро Медвежье, к нему на 2 часа подходит дорога, рекомендую заехать порыбачить! Мы не ловили, но очень хочется, все признаки присутствия рыбы есть!

                За время движения никаких свежих следов техники или человека не встретили, места глухие. Если есть выбор по датам, я рекомендую середину августа, еще тепло, а грибы и ягоды в изобилии.

                Несколько слов про фильм, точнее про то, что попадает в кадр, а что нет. Многие зрители ориентируются и делают какие-то выводы о характере маршрута, о сложности пути, по кадрам из фильма. Это в корне не верно! Фильм – это больше художественное произведение, в фильме не более 10% событий, которые происходят на самом деле. Камера оператора – это не регистратор, который пишет всё подряд, учитывайте это! Однажды я получил обратную связь от группы, которая пошла по нашему треку, ориентируясь на фильм и были, мягко говоря, удивлены, что их представления сильно не совпали с реальностью! На мой взгляд это очевидно, но для кого-то оказалось, нет. Та группа оказалась не готова к маршруту, на который отправилась, вследствие чего все получили опыт, я в том числе. Мой опыт – писать подобные строки, напоминая, что готовиться надо прежде всего изучая карты, а не только наши фильмы!

                От Кукши до Краснощелья 60 километров. Нам понадобилось на этот участок 2 дня, когда ехали туда и один ходовой день обратно. Обратный путь легче и быстрее! Дорога пропилена от упавших деревьев, построены мостики в особо сложных местах, уже не нужна тщательная разведка, да и машина стала хоть и немного, но всё же легче! Краснощелье.

Тут двоякая эмоциональная история. Я имею ввиду своё восприятие и о нем рассказываю. Начиная с 2019 года, когда наша команда шагнула впервые вглубь (ранее несколько раз мы бывали на полуострове, но очень поверхностно – в районах Умбы, Муны, дороги 1000 ручьев) Кольского, я узнал про этот крайне удаленный населенный пункт. Для меня тогда, он представлялся таким же далеким и недосягаемым, как скажем сегодня, северная часть архипелага Новая Земля.  И вот, спустя несколько лет, мы выезжаем на берег Поноя, с противоположной стороны от которого виднеются крыши домов, а на берегу стоят в ожидании бесчисленные лодки. …сколько часов я провел над картами, изучая варианты маршрута… сколько раз я прокручивал в голове тактику передвижения по болотам… Было ожидание до… и всё что после… А сейчас, в моменте, я со своей командой, находимся по середине и смотрим совсем другими глазами на Краснощелье! Это как первый раз попробовать что-то новое: это кайф открытия, это осознание чего-то приятного и таинственного, но в то же время ты понимаешь, что путь пройден и второй раз запретный плод уже никогда не будет таким сладким, как первый. На то он и первый! Всё уже свершилось! Теперь, чтобы воссоздать еще раз сравнимое чувство восторга и удовлетворения, есть только один способ – это поделиться этим с другими, быть проводником!

                На этом, немного резко, я закончу свой рассказ, чтобы некоторые из вас пережили это знакомство самостоятельно, а не через мою историю! Ищите и создавайте любые способы и возможности, для новых путешествий и открытий! Эти эмоции бесценны!

                До новых встреч, до новых приключений!

                                                                                                                                                        30.12.2023

Почта для связи: marshrut-club@mail.ru