Печорский тракт на мотоциклах
Авторы
Владимир Шильников, Александра Теплякова
Фото: В.Шильников, А.Теплякова
Авторы
Владимир Шильников, Александра Теплякова
Фото: В.Шильников, А.Теплякова
Печорский тракт на мотоциклах
(А тут в разговор вступает Саша и своими дополнениями оживляет рассказ)
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» – это сейчас про нас. Не успели попрощаться с Кириллом в Сыктывкаре, как вновь ему звоню. А причина очень необычна: пошло масло из-под головки моего мотоцикла. Что делать? Снимать головку, красить прокладку и собирать опять. Тянем В Ухту, там нас встречают местные мотоциклисты, в гараже у Ильи блиц разборка и сборка двигателя. За 3 часа управились. Прокладка оказалась нормальной, но вот болт один не держит. Ну это не беда, чуть поменьше крутить мотор, и следить за маслом – а в остальном ехать можно. Вот и поехали. Ребята подсказали хорошее место для ночевки, но до него 20 км по темноте при чисто номинальном свете чисто номинальных фар. Вот уж не думала, что светофоры в городе так ослепляюще-ярко светят! Встали на ночевку на берегу старого песчаного карьера. Ветрено, но тепло. Только палатку поставили и спрятаться успели – как разразилась гроза. Даже не гроза, грозища с водопадными потоками воды. Хорошее испытание для новой палатки. Надо отдать должное, она его выдержала и выдержала на отлично. Ночью небесная канцелярия выдала вторую серию грозы. Дождь опять потоками мчал по тенту палатки, но она стойко выдержала и второй заход. Утро. Холодно, но сухо. Как же нудно тянутся асфальтовые километры! Боюсь за мотор, но он вполне нормально работает. После переборки проблема не ушла, но стала меньше. Уже не течет, а скорее потеет из-под прокладки. Надо сказать, что дорога практически пустая и с вполне хорошим покрытием. Единственный кусок без асфальта – так и тот в процессе строительства. Отсыпано какой-то странной щебенкой, от которой все ниже колен стало белым. Вероятно, посуху тут пыль страшная стоит. Ижма. Большое село и, вероятно, интересное. Но, к сожалению, нет времени познакомиться с ним поближе. До первого парома, у которого назначена встреча, еще 50 км мокрого грейдера. Поэтому только заправка, докупка антикомариных репеллентов, и двигаем дальше. После Ижмы дорога стала намного красивее. Она идет вдоль реки Ижма, кругом теперь прозрачные беломошники, вот только оленей не хватает. А ведь когда-то их разводили тут в большом количестве. Паромная переправа через Печору. Паром регулярный, ходит часто. Первый рейс в 6-15, на нем завтра должны пересечь реку. А пока нашли красивое и максимально обдуваемое место, встали лагерем. Надо сказать, что вода в Печоре на удивление теплая, хоть купаться иди.
Встреча с ребятами, разговоры до полуночи, ранний подъем и на паром. На первый рейс не попали, надо было раньше очередь занимать. Но второй рейс нас забрал и вот мы уже на другом берегу Печоры. Широка река, величественна. Домчали до Усть-Цыльмы. Тут последняя перед трактом заправка. Нам не надо, у нас полные баки. Надо сказать, что 92й бензин, который залили в Ижме, оказался отвратным. Мотор гремел, звенел и просил чего-нибудь повкуснее залить в бак. Перед паромом разбавили содержимое бака из запасных бутылок и стало получше. В этих краях можно только 95м заправляться. В Усть-Цыльме пока ждали ребят, разговорились с местным дядькой. Много интересного рассказал про края здешние. Но на вопрос «а вот, к примеру, поедешь в Питер жить?» однозначно отрезал: «Не, зачем мне Питер, я вот тут сейчас на заимку свою поеду, там и ягоды и грибы… Не, не надо мне в Питер».
Второй паром, через Печору, ходит всего 2 раза в день. Ждать вечернего рейса совсем не хотелось, уговорили паромщика доп. рейс сделать. Несколько часов ожидания и загружаемся на палубу. Этот паром идет долго, огибая огромные песчаные отмели. А вот с той стороны опять пошел асфальт. Битенький, старенький, но вполне твердый. Может рано мы колеса переобули?
Дорога не заросла еще, а только поросла кустиками березки и ивы. Такими, метра по полтора высоту. Свежий след ГТС, который прошел здесь пару недель назад вселяет уверенности, что больших завалов не будет. Первая речка (Усица) преподнесла бы нам развлечений, если бы не мостик. Берега у реки очень крутые, почти отвесные. Мостик хоть и подгнил изрядно, но пока стоит. Мы поначалу ехали впереди, и вскоре стали промокать, ведь вся влага с кустов лилась на нас. Но потом изменили тактику и пропустили машины вперед. Стало чуть посуше ехать. Машины отряхивают дождевую воду с кустов, да и траву приминают. А дождик, хоть и еле заметный, но все же моросит.
Пара болотинок, несколько ручейков, а так даже ничего дорога. Вышли на берег Усы. Здесь, по берегам реки были огромные покосы, даже остались стоять остовы стогов. Но, не то нынче время, трава до плеч…. Вода в реке чистая, прозрачная и теплая. Дно – мелкий-мелкий засасывающий песок. Идти по нему тяжело, но глубина позволяет аккуратно провести мотики. Ну а машинам что, у них шноркели!
Комарья вроде и много, а вроде и нормально. Как солнце село, температура сразу вниз покатилась, как санки с горки. Но костер греет, и сушит. Дождя больше нет, и завтра уже обещают хорошую погоду. На поляне, где мы стоим, раньше была станция Усть-Усинская. Но ничего от нее не осталось, разве что память.
Только попрощались с добрым собеседником, как и наши машины подъехали. Теперь у памятного знака мы уже вместе.
До острова можно легко перебраться. Мы нашли довольно мелкую косу и переехали первую протоку почти не замочив ног. Машины тоже прошли без проблем.
«Переправа-переправа, берег левый, берег правый» (с). Глубина основного русла чуть ниже пояса, течение такое, что еще перейти можно, но тяжело. Надули баллоны, привязали их к мотоциклу. В таком виде заводить мотик нельзя, баллоны могут прогореть, но он сам хорошо катается. Мы катим, ребята с того берега за веревку тянут. В какой-то момент мотик всплывает, и дальше не пойму, толи я его держу, толи за него держусь… Второй мотик так же переехал, без проблем и затоплений. Да, и хорошо, что водичка теплая ). Местные жители посмотрели спектакль с высокого берега и разошлись восвояси, поняв, что продолжения не будет.
Мыла деревня довольно большая и совсем не брошенная. Даже магазин есть. Но вот летом связи регулярной с внешним миром нету. Кому надо чего – на лодке в Филиппово. Ну а зимой все просто, зимой зимник. По словам местных, есть вертолетная площадка, но рейсы выполняет только санавиация. Транспорт по деревне – мотоцикл Иж или Минско-Восход. Дедушка, с которым разговаривали утром у памятного столба говорил, что пару лет назад (ну это наверное лет 10 ) из Филиппово в Мылу на скутерах молодежь гоняла. Что примечательно, вдоль всех улиц в Мыле, как и во всех северных селах, идут аккуратные деревянные тротуары. Да и заборы у всех целые, не покосившиеся.
Вечером не поленилась, сходила на рыбалку. Но клевали только небольшие окушки, хотя кто-то еще активно плескался.
Сегодня мы прошли 14 километров. Сказать, что было очень сложно – наверное нет. Морально готовились к более сложной дороге. Но назвать ее простой тоже нельзя. Утром были глиняные подъемы, потом безмостные ручейки и лужи, и под конец нам выдали болото длиной 2 километра. Ехать по нему было тяжко. По колее нельзя. Она хоть и твердая (внизу гать), но местами глубокая настолько, что можно мотик утопить. А ковер на самом болоте пушистый и мягкий, по нему тяжело, но все же едется. Местами пришлось спешиваться, но в основном ехали. Под конец этого болота, когда мы отдыхали, объедая морошковые кочки, нас догнали машины. Они по утонувшей гати довольно комфортно ехали, главное – с нее не падать.
На обочине валяются давным-давно брошенные сани.
Сегодняшний жаркий день выдал нам 45,6 интересных километров тракта. Следов человека стало меньше, видимо сюда охотники уже не доезжают за ненадобностью. Сама дорога примерно такая же, как и вчера. Болота встречаются довольно часто, но все они короткие и с хорошим ковром. Ехать по ним одно удовольствие. Машины тоже вполне бодро идут. Все-таки размер имеет значение (они на 40 и 42 колесах). Мы практически нигде не засаживаемся. Правильный выбор траектории и правильная резина облегчают жизнь.
На следующий день снова приключения. Вот, к примеру, почти купание. Погода то жаркая установилась. Целых 25-27 градусов. Солнце шпарит вовсю.
Ехали недолго, всего 15 км. Лес очень красивый, прозрачный. Дорога часто напоминает аллеи в старом парке. Мокрости конечно есть, куда же без них, но они все так же проходимы. В основном встречаются либо короткие болота, либо длинные колейные лужи. Все так же впереди маячит след ГТС, указывая путь. Надо сказать, что дорога не разъезжена. В смысле, есть только 2 колеи, между ними крепкая и ровная серединка без следов борьбы. Колея широкая, от ГТС, поэтому машины идут одними колесами в колее, вторыми – между, приминая траву. Много поваленных столбов ЛЭП и от того часто цепляем проволоку и наматываем ее на колеса. Машины выпутываем болторезом, мотики так, проворачивая колесо.
Вот что сохранилось от оборудования метеостанции: скрюченный ящик да упавшая колючая проволока по периметру.
Вечернее времяпровождение. Когда садится солнце, приходит вечерняя прохлада и нет дневной суеты о каких-то неожиданно неотложных делах. Время остановилось на несколько часов…
Свернули с тракта в сторону базы геологов и мне резко взгрустнулось. Перед нами зимник, самый настоящий. По колее не поедешь – болото, от того пробираемся лесом. То слева от колеи, то справа. Если такой дороги 10 км, то мы только к вечеру туда доползем. А потом еще обратно… Но, наверное, нам проще чем Максиму на машине. Нам нужна только одна колея и мы можем между деревьями ездить. Но и он хорошо идет. Однако вскоре вышли опять на след ГТС и началась глубокая и грязная глиняная колея. По ней ехать тоже не ахти, но лес пошел прозрачный, по нему стало хорошо ехаться и настроение наполнилось оптимизмом.
Надеялись мы тут повстречать геологов, расспросить их с пристрастием, но не судьба. Они тут были, но ушли куда-то, видимо на дальний кордон. Пока ждали ребят на лодке (они пошли сюда водным путём), изучили поселок. Это даже не поселок, а целый город, с улицами. Но все поросло кустами, крыши домушек провалились и только размеры свидетельствуют о прошлом масштабе. Что удивительно, база явно не в спешке брошена. С нее увезено все, совсем все. С домов даже снята обшивка внутренняя. Обычно в брошенных домах остается не нужный хлам, какая-то утварь, не забранная хозяевами и не утащенная мародерами. Здесь же нет ничего, вообще ничего. Только голые стены. А вот в жилом домике наоборот уютно. Он явно посещается и оставлен постояльцами совсем недавно. Изучив окрестности, уселись на берегу Цильмы ждать ребят на лодке. Максим тем временем ловит и отпускает рыбу. Клюет не крупная щука и мелкий хариус. Цильма больше Ашуги (на которой стоит Борковская), но вот вода здесь какая-то мутная, хоть и течение присутствует.
В лагере жизнь бьёт ключом.
Под конец немножко поплутали, но на место вышли. А там, на берегу, изба стоит. Довольно свежая и уютная. А вот дорога, что сюда подходит, очень уж старая и неезженая. Такое ощущение, что в последнее время лишь ГТС ходил сюда, года три назад и то один раз, материал для строительства завозил. По его следу мы как раз и шли.
Алексей вновь пошел на лодке, ну а мы собирались на рыбалку, но узнав про избу в устье Ашуги и дорогу до нее, ни минуты не думая, повернули туда. Дорога вполне читаема, хотя уже подзаросла. Встретились нам остатки моста-настила на ручейке. Значит это не просто рыбаками пробитая колея, а настоящая дорога. Но вот засада, она нырнула в болото и потерялась. Нет чтобы вернуться назад и найти потеряшку, мы же, посмотрев в навигатор, ринулись напрямки к реке, ибо тут осталось все пару сотен метров. Но… это была ошибка… кочки высотой почти по пояс, между ними непонятая субстанция, в которую наступать совсем не хочется. Но река то рядом! Ползли-ползли и выбрались на берег. Но и он счастья не принес. Разве что водички попили. По реке идти не получается, отмелей почти нет. Берега наглухо заросли ивовыми кустами. Местами настолько все плотно, что приходится ползти прямо по кустам, по веткам. Они жесткие, даже до земли не прогибаются. А избы все нет и нет. Вои уже и Цильма. Широкая, ровная, еле шевелящаяся. Уже чуть было не отчаялись, но увидали избу. Еще метров 200 по ивняку, и мы у цели. Столько сил и времени потратили, а всего-то надо было вернуться чуть назад и поискать дорогу.
Обратная дорога всегда легче, особенно когда не блуждаешь. Иду и рассматриваю лес. Среди березок и елей изюминками, вставлены здоровенные лиственницы. Сам лес чистый, почти без подлеска. И опять удивляюсь, что нет здесь старых завалов из упавших деревьев. Надо сказать, что вообще по тракту почти нет поваленных стволов. Раз в год кто-то проезжает, что упадет – уберут. Еще частенько встречаются большие пеньки от спиленных давным-давно лиственниц. Видимо вдоль дороги деловой лес пилили.
Ну что ж, отдохнули, погостили на Борковской, пора в путь. Есть желание дойти до Нижнесульской побыстрее. Ну не знаю, это как получится. Дорожка то изменилась, всё же Тиманский кряж перевалили уже.
Снова пошла лесная дорога, снова болота, спуски и подъемы, крутобокие ручьи. Для начала проскочили через Ашугу (как помним, она протекает рядом с Борковской). Потом через Цильму. Она в верховьях больше похожа на располневший ручей, чем реку. Потом с переменным успехом пошли сухие и мокрые участки, с колеями и без. Ну что ж, отдохнули, погостили на Борковской, пора в путь. Есть желание дойти до Нижнесульской побыстрее. Ну не знаю, это как получится. Дорожка то изменилась, всё же Тиманский кряж перевалили уже.
Через Цильму когда-то был здоровенный мост, но от него давным-давно лишь остов остался. Но колея подсказывает, где найти объезд. Перемахнули легко, разве что спуск крутоват показался. А вот дальше лес сильно изменился. Колея ГТС больше не мельтешит перед глазами, но дорога не заросла. Наоборот, деревья вдоль дороги аккуратно подрезаны. Типа чистили дорогу, но, судя по высоте пеньков, это было зимой, по снегу. Мы перемахнули в Архангельскую область. Болот стало меньше, больше мокрой колеи. Еще из засад – крутоватые ручьи стали встречаться. Сам ручей мелкий, а вот подъем на берег зачастую на лебедке. Один раз и мы не въехали, уж больно круто. Но народу много и ребята помогли вытянуть мотики наверх. А так бы пришлось полиспаст разматывать.
Пересечь ручей – это целое событие. Участники и зрители зрелищем довольны. Машины поднимаются на лебёдке, а мотоциклы на стропе, с помощью коллектива. Фотография, к сожалению, не передаёт крутизны стенки.
А впереди колеи, много травы, грязи, глины. И по сравнению с предыдущими участками, все более вязко. Но также есть неплохие скоростные перегоны. В общем, не соскучишься. Болота теперь непродолжительные и несильно мешают нам.
Сегодня нам разбавили солнце короткими дождиками. Тучка пришла, вылилась и ушла восвояси, отчитавшись, что «дождь был». Температура почти не упала, все так же жарит под 25-27 градусов. После дождика пошла погулять по окрестностям. Нашла старое кладбище и что интересно, здесь на тракте, где редко кто бывает, могилки не заброшены! Судя по табличке, один дедушка умер 50 лет назад в возрасте 90 лет! Не плохо тут, на свежем-то воздухе жилось… А рядом похоронен какой-то летчик. И тоже табличка есть. Кстати, судя по огромной лысой поляне, тут была взлетная полоса. Не удивительно, ведь кругом все избурено геологами. Дороги какие-то от Нижнесульской паутиной во все стороны разбегаются.
Вот уж где грязь на тракте, так это между Нижнесульсой и Косомской. Глининяная, скользская, мокрая и глубокая колея. Внизу она твердая, но иногда воды в ней слишком много. Местами, где уж совсем тяжко, есть объезды по лесу. Машины едут как по рельсам, можно и не рулить, все равно из колеи не выйдешь. Лес тут, в Архангельской области, заматерел, вытянулся, появился подшерсток, но и повалов стало много. Не везде можно по лесу объезжать. Нас спасает наличие межколейного бортика. Если с него не соскальзывать, то вполне нормально. Иногда находятся отличные объезды по просеке линии связи. Ну а где-то и мы в колею, и чешем, как по рельсам…
Только прошли Косомскую, как у меня чего-то вдруг спустило переднее колесо. Дырка, вот так, на ровном месте и без объявления войны. Вот, наверное, единственная поломка на всем тракте. Так, отметились, перекинули камеру и помчали ребят догонять.
Вместо послесловия
Мотоциклы HONDA, модели Baja и CRF230F. СЕРИЙНЫЕ. Установлены лишь багажники. Спереди и сзади обуты шины «Петрошина». Задняя шина т.н. «пятёрка» с прореженным протектором. Звёзды: XR250 – перед 12, зад 53 зуба; CRF230F – перед 11 зад 53 зуба (все они куплены в магазине). Цепи бюджетные, JT X-ring. По окончании похода замечены: на XR250 – некритичный износ цепи и ведущей звёздочки, на CRF230F – небольшой износ подшипников заднего и переднего колеса. И всё. Больше ничего не испортилось (прокол камеры не в счёт).
Участники: внедорожный клуб экстремальных путешествий «Маршрут» (КЭП «Маршрут»), в составе трёх машин (две машины NISSAN PATROL Y61 42”, одна NISSAN PATROL Y60 40”), и, соответственно, три экипажа: Алексей и Роман, Максим и Андрей, Евгений и Георгий. А также мотоциклетная часть команды, т.е. мы: Александра и Владимир.
Печорский тракт успешно пройден. Техника и люди показали себя с самой лучшей стороны. Мы все были как одна команда, несмотря на разный формат движения. В этом, я считаю, проявилась зрелость участников похода, способных преодолеть Я и стать Мы, а это многого стоит. И это ещё один итог, ещё одна заслуга Тракта. Поклон ему низкий. Спасибо!
Описание маршрута
- Дата поездки – с 15 по 31 Июля 2020г.
- Длина поездки – – км
- Длительность поездки – 16 дней
- Количество экипажей (участников) – 2 мототуриста