Плато Укок. Зона покоя.

Плато Укок
Зона Покоя

#

Подготовка к экспедиции началась почти за год. На очередной встрече клуба было решено поехать в заповедное место – плато Укок (Алтай). Никто из нас так далеко не забирался, и всех разбирало любопытство. Решили ехать тремя машинами по 2-3 человека в каждой (Женя-Илюха-Гоша; Андрей – Володя; Леха-Серега-Евгений). Время начала – сентябрь 2013 года.

Плато Укок является приграничной зоной и туда не так просто попасть. Не зря это место называют “границей 4-х государств” ” – Россия, Монголия, Китай, Казахстан. Начали выяснять как получить разрешения. Инициативу взял на себя президент нашего клуба. Все в итоге оказалось несложно. Хорошо, что мы решили это делать заранее, потому что каждого проверяли около 3-х месяцев. В итоге все наши экипажи были одобрены. И мы были в предвкушении главной поездки 2013 года.

И вот настал долгожданный день, 28.08.13 в ночь – выезжаем! Впереди 4300 км пути по нашей необъятной Родине. Едем не спеша, остановки с ночевкой каждые 1000 км. Режим очень приятный, за ночь водители успевают полностью восстановиться. Дорог у нас в России много и выбор их велик, едем через Кострому-Киров- Пермь (северным путем). Дальнобоя там поменьше, а все потому что есть в России знак “колея”, им и объясняется могучесть наших дорог по которым враг уж точно не пройдет. Идем все дни без приключений, с шутками, песнями и хорошим настроением. С погодой как всегда везет, за окном солнце, тепло, поля сменяются лесами, леса горами и так снова и снова, правда все каждый день по-новому.

Автор

Георгий

Штурман

Отлично умеет обращаться с бензопилой. Любит метать ножи, топоры и все, что может метаться. Профессионально готовит кальян. …
[читать дальше]

Автор

Георгий

Штурман
Отлично умеет обращаться с бензопилой. Любит метать ножи, топоры и все, что может метаться. Профессионально готовит кальян...
[об авторе]

Плато Укок
Зона Покоя

#

Подготовка к экспедиции началась почти за год. На очередной встрече клуба было решено поехать в заповедное место – плато Укок (Алтай). Никто из нас так далеко не забирался, и всех разбирало любопытство. Решили ехать тремя машинами по 2-3 человека в каждой (Женя-Илюха-Гоша; Андрей – Володя; Леха-Серега-Евгений). Время начала – сентябрь 2013 года.

Плато Укок является приграничной зоной и туда не так просто попасть. Не зря это место называют “границей 4-х государств” ” – Россия, Монголия, Китай, Казахстан. Начали выяснять как получить разрешения. Инициативу взял на себя президент нашего клуба. Все в итоге оказалось несложно. Хорошо, что мы решили это делать заранее, потому что каждого проверяли около 3-х месяцев. В итоге все наши экипажи были одобрены. И мы были в предвкушении главной поездки 2013 года.

И вот настал долгожданный день, 28.08.13 в ночь – выезжаем! Впереди 4300 км пути по нашей необъятной Родине. Едем не спеша, остановки с ночевкой каждые 1000 км. Режим очень приятный, за ночь водители успевают полностью восстановиться. Дорог у нас в России много и выбор их велик, едем через Кострому-Киров- Пермь (северным путем). Дальнобоя там поменьше, а все потому что есть в России знак “колея”, им и объясняется могучесть наших дорог по которым враг уж точно не пройдет. Идем все дни без приключений, с шутками, песнями и хорошим настроением. С погодой как всегда везет, за окном солнце, тепло, поля сменяются лесами, леса горами и так снова и снова, правда все каждый день по-новому.

Вот уже 1 сентября. Доехали до Бийска. Город основал Петр Первый для переправки алтайской лиственницы в Петербург. Сам по себе город достаточно большой, с сетевыми магазинами, поэтому мы решили докупить здесь провизии на все наше дальнейшее путешествие. К тому же местные ребята рассказали, что дальше больших магазинов не будет, только сельские. В гипермаркете докупаем все необходимое в запас. Воду наберем по дороге, ведь на Алтае пить можно из любого ручья. Тронулись.

Выходим на Чуйский тракт. Спустя несколько километров видим населенный пункт “Сростки” – Родина В.М. Шукшина. В музей не стали заезжать, но вспомнили много дел этого выдающегося человека. Дорога хорошая, ровная. Ощущение, что мы уже где-то незаметно пересекли границу. Странно, ехали же на восток, а там таких дорог быть не должно, ведь не Европа. Но оказалось, что строить у нас все-таки умеют. К вечеру дорога вывела нас к реке Катунь. Едем вдоль реки, от пейзажа перехватывает дыхание. Слева горы, справа горная река, дорога пролегает через поросль деревьев. Это так красиво, что если бы это создал человек, то Иван Грозный его ослепил, чтобы повторить такое было бы невозможно. В эти моменты понимаешь, что лучше нашей Родины не найти!

Отдышались, наслаждаемся и двигаемся дальше, в село Акташ. До него еще 500 км, но уже вечер, поэтому ищем место, где сможем заночевать. Съезжаем с дороги на отворотку. Ночи здесь очень темные. Включив все прожектора идем по спутнику, в полной темноте и с предельной осторожностью – впереди может быть обрыв. И вот (о чудо!) слышим журчание воды! У воды и решили выбрать место для ночлега.

На улице резко стало холодать, устроились, делимся впечатлениями и, в какой-то момент, запрокинув голову, мы умолкаем. Больше от этого зрелища нас оторвать невозможно. Казалось, что до этих звезд можно дотронуться рукой.

Наступило утро. С утра место стоянки оказалось еще более живописным!

Есть желание остаться здесь, но наша цель – Укок. Прибыв в поселок Акташ, находим невзрачное административное здание. Представители власти, после сверки данных и выдачи пропусков, пожелали нам хорошего отдыха, а местные жители подсказали дорогу до ближайшего источника, где мы запаслись чистейшей водой . Продолжаем путь и на горизонте уже виднеются белоснежные горы, вот он, могучий Алтай, встречает нас! Пейзажи здесь на каждом шагу.

Мы достигли предпоследнего населенного пункта – Кош – Агач. На календаре 2 сентября – День Выборов- в селе это большой праздник и вроде домов много, а народа нет.

Так как дорога была долгая, мы сильно проголодались и решили перекусить, а заодно пообщаться с местными жителями. В первом попавшемся кафе обстановка оказалась приятной, совсем по-домашнему. В Бийске знакомые посоветовали взять барашка в Кош-Агаче и мы попросили помочь в этом деле хозяина кафе. На что он, покрутив у виска пальцем, ответил, что баранов уже нет, ведь праздник сегодня. Мы настаивали, пообещав хорошо отблагодарить, хозяин уезжает и возвращается с живым бараном. Тут немного опешили мы, потому что разделыванием животных заниматься никто не хотел (не на охоту же приехали), но договорившись с хозяином, спустя пару часов получили отличную тушу вкуснейшего барана. Такого отличного мяса не пробовали очень давно.

Ну все теперь только вперед, прощай людные места, едем в заповедник.

С дороги поворачиваем просто в степь и едем по компасу – дороги нет. Впереди долгожданная погранзастава, после которой и начинается наша экспедиция по Укоку. Упираемся в шлагбаум, выходим и идем отмечаться с паспортами, а также ставить отметки об оружии (если кто-то брал). Ждем пока всех перепишут, получаем разрешение и въезжаем в эти дивные места.

Едем вдоль реки Тархата. Солнце уже идет на закат, пятые сутки подходят к вечеру, изрядно устали поэтому ищем место где встать. Неподалеку от “Теплого ключа” находим поляночку и разбиваем лагерь. Мы только в начале нашего пути по Укоку, а красоты местности нас восхищают все больше и больше. На улице тепло, все в футболках, но после заката побежали за теплыми вещами и бушлатами. Температура резко упала ниже нуля.

На плите томится наш свежий барашек.

Все голодные, ждут его с нетерпением, но он почему-то никак не готовится. Ну думаем, наверное, горы, давление другое. Наконец приступаем к ужину. Горячее сырым не бывает! С этими словами закидываем по кусочку и никто из нас не может этого “экологически чистого” барашка прожевать. Да уж, посоветовали нам хорошего мяса!.. Это только потом мы докопались до истины, и узнали, что нельзя было сразу в первый день есть тушку. Мясу надо было отлежаться. Немного расстроившись ужинаем консервами. Степь кругом, жечь нечего, поэтому греемся у газовой плиты и ложимся спать, завтра двигаемся на перевал.

Утро 3 сентября. Едем на перевал. Высота над уровнем моря уже более 2000 метров, дышится относительно легко. Проезжаем место с названием “Теплый Ключ” – радоновые источники. Дальше начинается затяжной подъем. Камни по дороге пробивают подвеску, едем не спеша, трясет не по-детски. Дорога тяжелая, особо не поманеврировать, а тут навстречу нам едет грузовик с пограничниками. Любезно свернув на горку сбоку, пропускают нас. Мы , конечно же, остановились, поговорили с представителями местной власти. Дорога идет все вверх и вверх. Высота за 2800, преодолеваем пик, видим перед собой остатки снега. Ну как тут не остановиться, не пофотографироваться и не обтереться снегом.

Начинаем спуск с перевала. На высоте машины начинают дымить копотью, атмосферники тяжело справляются с разреженным воздухом. Ощущение, что едем на старом Камазе. В низинах видим зеленую траву, это верховые болота и туда лучше не соваться. Спустились вниз на 2300, перед собой видим идеально ровный бескрайний горизонт, окруженный горами. Вот оно плато Укок! Слева снежные горы Аргамджи. А вот и стойка с правилами посещения данной местности.

Ознакомились, сделали фото и движемся вперед. Едем хорошо, ровно, мягко и вдруг машина начинает уходить все глубже. Нашли все же верховое болото. Две машины застряли намертво. Пришло время штурманов. Разматываем лебедки и зацепившись друг за друга пытаемся вытащить.

Первого идущего вытащили назад. Пытаемся вытащить второго, но машина ни с места. Разматываем удлинитель и пускаем через блок. Тянем-потянем, вытащили! Все стравливаемся почти до нуля, иначе невозможно ехать- сразу тонем. Сворачиваем лебедки и решаем ехать на стравленных колесах, искать нормальный грунт. В стороне видим ЛЭП и движемся к нему. Доезжаем до протоптанной дороги, но длилась она недолго, снова немного распустили лебедки. На горизонте видны старые строения. Это заброшенная застава Аргамджи. После изучения достопримечательности движемся вперед, но долго не можем найти никаких следов дорог. Скатались в Разведку на запад, ничего нет, на севере также ни следа. Спускаемся обратно к заставе. По карте явно должна быть проселочная дорога. А, вот же она! На первый взгляд думали, что река пересохла. Двигаемся по ней.

На выходе с дороги нас снова ожидает подъем. Взбираемся на гору и по левую руку от нас по дороге идет забор – это наша граница. По карте до Китая всего 7 км. Боимся, что нарушаем закон и движемся очень близко к “соседям”, но что поделать, если тут единственная дорога. Солнце уже начинает спускаться за горы, а на горизонте никаких мест для остановок и не наблюдается. Проехав еще несколько километров, видим мост через реку Ак-Алаха. Там встречаем нескольких местных, остановились, поговорили, смотрят на нас насторожено, но с добрым намерением. {Небольшая заметка – на Алтай нужно брать с собой сигареты. Нет – это не пропаганда курения. Просто в этих местах сигареты – валюта. Каждый местный на пути просит угостить сигаретой, а если ты ему пачку отдашь, то местный абориген становится добрым и разговорчивым! Но ни в коем случае не предлагайте местным жителям огненной воды, последствия могут быть печальными для таких туристов как мы.

Солнце зашло, разбиваем лагерь. Определяемся делать дневку на пару дней. Празднуем, отдыхаем, делимся впечатлениями, поем песни.

Проснулись, 4 сентября. Вылезаем из палаток, вид как всегда прекрасен! Горная река, хоть и мутно-серая, но радует глаз. Солнце палит .Мы решили искупаться и взбодриться ведь впереди целый день. Проверяем техническое состояние наших верных коней, клеим торжественно наклейки на автомобили, планируем завтрашний выезд и расслабляемся, наслаждаясь красотой гостеприимного Алтая. Пришли еще местные, видимо кто-то уже рассказал о нашем приезде. Угостили их табачком, задали вопросы про могилу алтайской Принцессы, к которой будем выдвигаться завтра. Так и проходит день. Вечером начинаем все собирать , чтобы не тратить лишнее время утром. Убираем весь мусор, после нас может остаться только примятая трава!

Утро 5 сентября и снова оперативные сборы. Едем в «гости» к принцессе Укока и надеемся на хороший прием – мы за свои путешествия мистики повидали. Всего 500 метров и мы на месте. Сразу же поразил интересный ландшафт: участок степи состоит из большого количества «проплешин» в траве, образующих почти идеальные круги разного размера (есть научная версия схожей структуры ландшафта в Африке, якобы форма определена местными насекомыми, живущими в земле.) Для местных жителей это очень священное место. Именно в одном из этих кругов по легенде и была захоронена принцесса, но есть версии, что ее уже очень давно перезахоронили, а курган остался для туристов. Навестив Принцессу Укока движемся дальше.

Дальнейший маршрут пойдет гораздо севернее, чтобы замкнуть круг и вернуться обратно, к дому (мы всегда стараемся прокладывать маршрут так, чтобы ехать только вперед, путь назад не для нас).

На горизонте видим погранзаставу на границе с Казахстаном, сворачиваем правее на крутую горку. Машины дымят, газ в пол, но очень аккуратно и неспеша. Подъем слишком крутой, сидя в салоне видим только небо, будто идем на взлет.

После пика резкий поворот, по рации предупредили сзади идущих, чтобы были аккуратны. Наконец забрались и с высоты открывается вид на снежные горы вокруг и два больших озера внизу – Кальджин Коль и Кальджин Коль Бас. Вдалеке еще заприметили двух пограничников на лошадях. Спускаемся к озерам, а пограничники уже направляются в нашу сторону. Выходим из машин, готовим документы и покорно ждем хранителей наших границ. Один из пограничников слезает с лошади и подходит к нам, второй ожидает, с подозрением оглядывая нашу группу. Даже у сторожевой овчарки суровый вид. Убедившись, что мы находимся здесь на законных основаниях, пограничники расслабились, а мы заодно уточнили, где лучше сделать ночлег, чтобы никому не мешать. Отъезжаем на километр и находим прекрасное место для стоянки на берегу реки и неподалеку от озер. Солнце печет, но ветер усиливается. Решаем остаться здесь и разбиваем лагерь.

Сегодня на ужин плов из «резинового» барана. Распределяем роли, кто на кухне, кто занимается обустройством лагеря, двое пошли рыбачить. Рыбалка не удалась, ну ничего, кушаем плов. К счастью баран, замаринованный на пару дней, превращается в изысканное мягкое мясо. Удовольствия хоть отбавляй. Запаливаем «финскую» свечу, заготовленную еще в Москве и начинается супер шоу по готовке всех запасов мяса.

Наелись досыта на день вперед и идем спать.

Утро, 6 сентября, отдых подходит к концу и мы, продолжая наслаждаться природой Алтая, едем на север. Идем вдоль реки Кальджинкол, прокладывать тропы приходится самим. Кустами, болотами нужно проехать 6 км. По очереди застреваем по болотцам и ищем любые варианты, чтобы двигаться вперед.  Разведки, лебедки, все идет в ход.  Пол-дня катаемся, но находим брод к слиянию трех рек – Каджинкол, Ак-Аллаха и Акколь. Нащупывая дно, выезжаем на противоположный берег и разбиваем лагерь. Ночуем.

Утро. Оперативные сборы. Сегодня предстоит длинный путь. Едем  в сторону лесной части Алтая. Степь уже замучила. Судя по карте, впереди 14 км степи, курумника и перевалов. Поехали вдоль реки Ак-Аллаха. Снова пересекаем брод, встаем на прокатанную дорогу. Проехали 300 м, но дорога резко оборвалась и никаких следов нет. Крутились, искали, прокатились 2 км туда-обратно и поняли, что больше этой дороги нет. Ну что же, погнали обратно на место стоянки и поехали по реке Акколь. Ландшафт начинает меняться, с каждым километром пути становиться все больше курумника. Рации работают с помехами. Трясемся, но едем вперед.  Забираемся на перевал Бугымуиз. На вершине оставляем флажок, находим письмо от прошлых туристов и спускаемся  вниз . Все вокруг начинает кардинально меняться. Зелени становиться больше, но много скал. Огромные валуны заставляют ехать очень аккуратно. Ниже появляются болотца, преодолевать приходиться их еще и под уклоном, внизу обрыв. Страшно, но ехать надо.  Появляются деревья, как же мы соскучились по лесу. Вид прекрасный! Тундра сменилась тайгой и все это в одном путешествии. Кругом лиственница, прекрасный запах. Внизу горная река, настроение улучшается, планируем остановиться и разбить лагерь.

8 сентября, снова в путь. Впереди 40 км пути. Покидаем тайгу, выбираемся без приключений. Выезжаем на грейдер, забыли, что так быстро можно ехать. И вот случилось. Пробило  тормозную трубку  у Жени. Без последствий останавливаемся, ремонтируемся подручными средствами. Теряем время, но в итоге чинимся спустя пару часов. Снова степь кругом. Снежные вершины и ручьи. Съезжаем с дороги, ищем пути проезда через ущелья. Главное не попасть в норы  сусликов. Камень снова сменяется верховыми болотами. Время размяться и размотать лебедки. Плутаем по болотам, ищем куда ехать. Отправляемся в разведку, поднимаемся на гору, чтобы понять куда ехать. Едем просто по азимуту. Выехали к каким-то домикам, видим огромные стада с пастухами. Куча баранов. Нас не трогают. В итоге едем через подсохшую реку. За крутым поворотом  встречаем огромное стадо яков. Раньше только в зоопарке их видели, а тут стадо. Радуемся, надеемся что не забодают.

Вот и настал вечер, ищем место для ночлега, сил осталось мало. У нас последняя ночь и выезд домой. Цель достигнута. В ночи приехал местный познакомиться. Отдыхаем. Завтра выдвигаемся в сторону дома.

Утро. Собрались, едем домой. На погранзаставе отметились, покидаем Укок и едем тем же маршрутом в сторону дома. Укок, спасибо, что так хорошо нас принял.

 

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Август 2013
  • Длина поездки – 9600 км
  • Длительность поездки – 17 дней
  • Количество экипажей (участников) – 3 экипажа (8 человек)