Северный Урал 2014. Три вершины.

Три вершины
хр.Чистоп, хр.Молебный Камень, хр.Кваркуш
Северный Урал 2014

Эта поездка была не первой на Северный Урал. Но, почему то, меня туда все равно тянуло. Поэтому решили сделать большой трип по трем хребтам: Чистоп, Молебный Камень и Кваркуш. На двух последних мы уже бывали в 2009 и 2011 соответственно. Было бы интересно увидеть, как изменились подъездные пути за эти годы, да и насладиться красивейшими пейзажами никогда не вредно. План был таков: сначала Чистоп – он самый удаленный, потом Молебный, и в заключении Кваркуш с выездом через Цепельские поляны в Пермский край (этот путь мы еще не проходили).

Команда собралась из следующих машин:

  1. TLC 105 на King Cobra 35×12.5-16
  2. Nissan Patrol Y61 на BFG 37×12.5R17
  3. Nissan Patrol Y60 на Simex Extreme Trekker 36×12.5-16

Выезд из Москвы был назначен на конец июля. Ну что же… В путь.

Автор

Евгений

Водитель

Главный организатор поездок. Идейный лидер. Играет на гитаре и поет…
[читать дальше]

Автор

Евгений

Водитель
Главный организатор поездок. Идейный лидер. Играет на гитаре и поет...
[об авторе]

Три вершины хр.Чистоп, хр.Молебный Камень, хр.Кваркуш Северный Урал 2014

Эта поездка была не первой на Северный Урал. Но, почему то, меня туда все равно тянуло. Поэтому решили сделать большой трип по трем хребтам: Чистоп, Молебный Камень и Кваркуш. На двух последних мы уже бывали в 2009 и 2011 соответственно. Было бы интересно увидеть, как изменились подъездные пути за эти годы, да и насладиться красивейшими пейзажами никогда не вредно. План был таков: сначала Чистоп – он самый удаленный, потом Молебный, и в заключении Кваркуш с выездом через Цепельские поляны в Пермский край (этот путь мы еще не проходили).

Команда собралась из следующих машин:

  1. TLC 105 на King Cobra 35×12.5-16
  2. Nissan Patrol Y61 на BFG 37×12.5R17
  3. Nissan Patrol Y60 на Simex Extreme Trekker 36×12.5-16

Выезд из Москвы был назначен на конец июля. Ну что же… В путь.

Дорога

До Перми ехали через Кострому и Киров. Дороги в Костромской области после г.Кострома представляют из себя некое подобие археологических изысканий. Ямы обнажают асфальтовые слои времен СССР, «развала», и ельцинской эпохи. Нельзя сказать, что на дороге ямы. Здесь вариант: дорога из ям. Поэтому 350 км Костромской области оказались испытанием для подвески «Негра». Симаки очень жесткие колеса, и даже их стравливание несильно помогает на данном покрытии. Я реально устал ехать…. В Перми к нам присоединяется еще один экипаж на УАЗ Патриот, и вся команда держит путь на Ивдель. Это крайняя точка цивилизации, дальше только заготовительные поселки и бывшие «зоны».

Чистоп

Дорога к хр.Чистоп проходит через мансийские поселения Вижай, выгоревший в 2010 году и Ушма. Надо сказать, очень печальное зрелище. Вижай и лес вокруг него – пожарище. Не дай Бог кому-то пережить такое. Поселок Ушма тоже брошен. Манси давно ушли отсюда. Впечатляют дома. Огромные… Размером 25х12 м. Когда-то в них жили большие семьи в несколько поколений, держали скотину и вели хозяйство круглый год. Теперь об этом напоминают развалины, от которых в скором времени мало чего останется. После Вижая на дороге попадаются интересные броды. Интересность их заключается в том, что видно вход в реку, но не видно выхода из нее. Такой сюрприз нам преподнесла р.Северная Тошемка. Но не стоит отчаиваться. Нужно плюхнуться в воду и повертеть головой – выход виден слева практически сразу. А вот на р.Ушма так не прокатило. Здесь брод витиеватый – сначала на островок, потом направо по рукаву, потом налево на другой островок, прокат по нему порядка 100м, потом направо в реку, и… о, чудо, виден выход сбоку насыпи бывшего моста. Такой же кривой брод через р.Ушма ждет немного дальше, когда съезжаешь с основной дороги к реке, чтобы попасть на дорогу к хребту. Чтобы найти выход из брода, надо проехать по реке против течения порядка 300м. Ну наконец мы уставшие добрались до поляны у основания хребта, где будем отдыхать.

Немного истории… Дорога на Чистоп строилась военными в конце 70х. Дело в том, что вершина имеет высоту 1290 м, и на многие километры вокруг она самая высокая. Военные решили поставить здесь РЛС кругового обзора. Стройка велась в тяжелейших условиях. Были построены два объекта – нижняя позиция и верхняя позиция. До нижней – хорошая просека. К верхней – тропа с серпантином, потом тундра и голый курумник. Оборудование затаскивали двумя трелевочниками. По слухам, два крана сорвались с обрыва и лежат где-то в тайге. Когда РЛС все-таки построили, оказалось, что оборудование не пригодно для использования. В этом месте сильные электро-магнитные аномалии. Вся электроника на полупроводниках горела при первом же включении. После переоборудования станции на старую «начинку», тоже все работало нестабильно. Иногда станцию накрывало «колпаком», а иногда она работала за гранью своих возможностей по дальности. Зимой и весной военные жили практически в полной изоляции. Зимой дорогу переметало, а весной разливалась р.Ушма. В итоге станция проработала меньше времени, чем ее строили. Хорошо отдохнув, оставляем лагерь и выдвигаемся к вершине. От места стоянки до нижней позиции около 1,5 км. Доезжаем быстро. Остатки жизнедеятельности военных повсюду. Запчасти от автомобилей, корпуса приборов радиолокации, фундаменты построек. Все это уже заросло мелким кустарником и березкой. Природа быстро забирает обратно то, что дала когда-то человеку. Задокументировав увиденное, садимся по машинам и держим путь на верхнюю позицию. Дорога резко поднимается вверх и заметно сужается. Высотомер отсчитывает десятки метров очень быстро. Через километр начинается камень. Впереди оссыпь, через которую приходится карабкаться. Далее серпантин, в повороты которого еле вписываешься. Вообще непонятно, как здесь проезжали КРаЗы… Дорога шириной в их колею. Шаг вправо, шаг влево и падаешь вниз. Вот уже криволесье и курумник. Выехав на этот простор, УАЗ сдается – его клиренс с 32-ми колесами не способен бороться с таким размером камней. Решаем припарковать Патриот у дороги. Рассадив экипаж УАЗа по своим машинам, двигаемся дальше. В принципе, ничего страшного нет, если под редуктором 30 см, хотя выбирать оптимальную траекторию приходится постоянно. Идем аккуратно на понижайках. Вот впереди виднеется остов от какой-то техники. Верхняя позиция уже недалеко. Забравшись на вершину, перед нами открылся грандиозный вид на два фундамента от РЛС и остатки куполов. Чуть ниже за камнем находится разрушенный дом, в котором вели вахту военные. Условия адские. Ветер дует непрерывно. Холодно. Посвятив некоторое время экскурсии по остаткам станции, решаем перекусить. Но у вершины другие планы. На нас налетает облако, резко начинает моросить, видимость падает до 10 м. Мы не хотим спорить с природой, понимаем, что нам здесь не рады, и устремляемся вниз. Как всегда, дорога обратно занимает меньше времени. К вечеру мы снова в лагере. Идет дождь. Отдыхаем. Завтра путь к Молебному Камню.

Молебный Камень

Дождь шел всю ночь. Когда подъехали к р.Ушма, стало понятно, что воды прибавилось. Теперь все интересные броды стали еще интереснее. Когда пересекали р.Вижай, на другом берегу собралось много зрителей. Это оказались туристы, которых высадил на берегу водитель ГАЗ-66, потому что побоялся ехать по «большой воде». Мы благополучно пересекли реку и посочувствовали туристам в том, что им попался такой неопытный водитель. Впереди длинный долгий перегон по старым брошенным лесовозкам. Пейзаж не меняется в течение дня: лужи, ручьи, броды, разрушенные мостики. К концу дня все утомились. И вот начало веселья – последние 7 километров восхождения к останцу на хр.Масиппальнелпаттуил. в 2009 году нам понадобилось 7,5 часов, чтобы до него добраться. Правда машины были на 32-33 колесах. В этот раз достаточно технично мы преодолели этот участок за 3 часа. Разбиваем лагерь у живописного останца. Отдых.

Следующим утром все бодрые и веселые рассаживаемся в разгруженные машины и выдвигаемся в сторону Молебного. До него один перевал и седловина с болотами. Вверх ехать иногда страшно – дорога с креном, а лететь при плохом раскладе метров 400 вниз, поэтому едем очень аккуратно. Наверху открывается потрясающий вид на Молебный камень и истоки рек Вижай и Большая Тошемка. Далее следует резкий спуск вниз, и мы попадаем в седловину между двумя хребтами и двумя истоками. Здесь команда провозилась долго в поисках правильного направления. Верховые болота добили уставших участников поездки, и было решено подняться на вершину пешком. Наверху ты понимаешь, ради чего все это затевалось. От осознания, что ты здесь и от вида старейших гор нашей планеты, сердце хочет выпрыгнуть из груди. Это очень сильное чувство, которое не описать. Можно лишь советовать всем посетить это прекрасное место, чтобы пережить эти чувства. Ну что же, хорошего по немножко, впереди у нас третий хребет Кваркуш, поэтому надо собираться с силами и двигаться дальше.

Кваркуш, которого мы не увидели.

Спустились вниз еще быстрее, чем поднимальсь. Не более 1,5 часов. Впереди длинная скучная дорога до Североуральска. Вдруг, за поворотом посреди тайги на дороге сидит медведь и обедает земляникой у обочины. Адреналина в крови прибавилось не хило. Завидев нас, эта махина встает на задние лапы. Рост выше наших машин, то есть больше 2,1 м. Тут ты понимаешь, насколько слаб и мелок. Стычки не произошло. Мишка понюхав наш выхлоп, быстро удалился в кусты. Обсуждая эту встречу, мы незаметно докатились до грейдера на Ивдель. Вдруг «Максик» резко тормозит и съезжает на обочину прям у таблички «ИВДЕЛЬ». Разбирались недолго – у Тойоты оборвало ремень ГРМ со всеми вытекающими последствиями… У нашей команды есть принцип: выбыл один – выбывают все. «Максика» грузим на эвакуатор, экипаж рассаживаем по своим машинам и выдвигаемся в Пермь. Проезжая Североуральск, машем у отворотки на Кваркуш. В сердце переживание, обида и уверенность, что мы сюда еще вернемся. Обязательно.

Эпилог

В Перми команда разделилась – часть полетела на самолете, часть отправилась своим ходом. «Максика» починили наши пермские друзья, и даже пригнали с оказией в Москву, за что им огромное СПАСИБО. План поездки не был выполнен, но это не главное. Главное, что мы там были, видели, дышали и наслаждались природой нашей бескрайней страны. А на Кваркуш мы обязательно вернемся…

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Июнь 2014
  • Длина поездки – 4500 км
  • Длительность поездки – 10 дней
  • Количество экипажей (участников) – 4 экипажа (13 человек)