Вешкаярви 2017. Разведка болотом.

Вешкаярви 2017
Разведка болотом

Еще летом запланировали разведать сеть озер в Лоухском районе Республики Карелия, погранзона у финской границы, дикие и безлюдные места. По спутниковым снимкам озера приличного размера, вокруг них заболоченная местность с большой вероятностью твердого и не очень ковра, есть речки и протоки, соединяющие их с крупной рекой. На карте все выглядет красиво, даже названия есть озер. Упоминаний в сети, что там кто-то бывал, ездил или рыбачил не нашли. Тем интереснее, вдоль озер по карте только давно брошенный зимник, и то местами. Целей особенных не ставили: если доберемся – рыбалка, общение с природой, получение опыта в прохождении ковров, чуть себя попытать и технику. Выехали ночью, я заехал в Подольск загрузить вторую лодку с мотором, и сколько смогли добили шмурдяком. На Ярославском шоссе встретились с вторым экипажем и двинули дальше, среднюю скорость поддерживали около 100 км/ч, ведь к вечеру нужно успеть в Лоухи в гостишку. Порадовал средний расход топлива на шинах 37х12,5, иногда он дотягивал до 13 литров на сотню. У Алексея чуть больше, но его танк на 40ых колесах еще тяжелее и загрузка у обоих более 500 кг. Значит автомобили исправны и правильно подготовлены перед поездкой.

Автор

Максим

Водитель

Главный по ремонту и обслуживанию Y61. Если он что-то не может починить в Патруле, значит машину пора сдавать в утиль…
[читать дальше]

Автор

Максим

Водитель
Главный по ремонту и обслуживанию Y61. Если он что-то не может починить в Патруле, значит машину пора сдавать в утиль...
[об авторе]

Вешкаярви 2017
Разведка болотом

Еще летом запланировали разведать сеть озер в Лоухском районе Республики Карелия, погранзона у финской границы, дикие и безлюдные места. По спутниковым снимкам озера приличного размера, вокруг них заболоченная местность с большой вероятностью твердого и не очень ковра, есть речки и протоки, соединяющие их с крупной рекой. На карте все выглядет красиво, даже названия есть озер. Упоминаний в сети, что там кто-то бывал, ездил или рыбачил не нашли. Тем интереснее, вдоль озер по карте только давно брошенный зимник, и то местами. Целей особенных не ставили: если доберемся – рыбалка, общение с природой, получение опыта в прохождении ковров, чуть себя попытать и технику. Выехали ночью, я заехал в Подольск загрузить вторую лодку с мотором, и сколько смогли добили шмурдяком. На Ярославском шоссе встретились с вторым экипажем и двинули дальше, среднюю скорость поддерживали около 100 км/ч, ведь к вечеру нужно успеть в Лоухи в гостишку. Порадовал средний расход топлива на шинах 37х12,5, иногда он дотягивал до 13 литров на сотню. У Алексея чуть больше, но его танк на 40ых колесах еще тяжелее и загрузка у обоих более 500 кг. Значит автомобили исправны и правильно подготовлены перед поездкой.

По дороге было несколько сюрпризов, но добрались нормально, Алексею разок даже в двухметровую обочину пришлось спрыгивать. Опыт помог избежать столкновения с невнимательным автомобилистом с второстепенки, тормознули движение и рывковый тросс на 14 тонн мигом сделал свое дело. К 22.00 мы в гостишке, быстрый ужин, короткое обсуждение стратегии на завтрашний день и общий отбой. Переночевав, двинули от Лоухов в сторону финской границы, заправили из колонки емкости с водой, отметились у погранцов в Пяозерском. Начальник караула, посмотрев на наш маршрут, улыбнулся и сказал: “Отдыхайте, ребята”. 135 км от трассы по убитому асфальту и грейдеру, и вот она – невзрачная и заросшая отвороточка на 8км до цели. На первом же десятке метров дорога нам “сказала” – подумайте еще раз часик, другой, надо ли вам туда? Писк ремня у Алексея, установленный бортовой компьютер говорит, что нет заряда. Осмотр показал, что обломан кронштейн крепления солдатика натяжителя к блоку двигателя. Нестандартная поломка. На обычных моторах ZD30 он другой конфигурации, а в данном авто уже давно переделанный под паразитный ролик вместо компрессора кондиционера.

Консилиум минут на 15 и единогласным решением, случайно оказавшийся велосипедный ключ выбран донором вместо натяжителя. Помимо того, что он легче обрабатывается напильником чем рожковый ключ на 15-16, так еще и немного пружинит на изгибе, сохраняя натяжение ремня. Хочу отметить, что с данным узлом вплоть до возвращения домой вопросов не возникало.

Двое из пяти человек занимались ремонтом, остальные, не теряя драгоценное время, приготовили быстрый обед. Так в веселой дружной атмосфере через час-полтора были готовы к дальнейшим приключениям. Кевлары 37 я сбросил до 0.8, Алексей свои 40 до 0.5 получив приличные гусеницы.

За оставшиеся короткие осенние полдня удалось пройти и протянуться лебедками около одного километра. Местами удавалось пройти колесами 10-20 метров, иногда в разломы скальника проваливались, где-то просто ковер не держал совсем и шли лебедками. Так добрались до первого твердого возвышения, где и расположились на ночлег.

Всем известный скорый разбор шатра-палаток, шашлык и боевые сто грамм для поднятия духа команды). Благо в нашей команде всегда много желающих и умеющих накормить вкусно и сытно. В заведенных машинах сушим промокшие вещи, обсуждаем планы на завтра и, посидев у костра, ложимся спать. День второй сразу перестал быть томным, зимник по которому давно не ходила техника становился все сложнее для прохождения. Судя по следам от толстых металлических тросов спец техники, на уже взрослых деревьях, делаем вывод что около двух десятков лет зимник не используется. В подтверждение тому находка нескольких старых костровищ, возле которых найдены банки от консерв с датами конца девяностых годов.

Алексей на 40-х колесах лебедился 1-2 раза из моих десяти, я конечно был впечатлен разницей))). Вся поверхность ковра ходит волнами под 40-ми китайцами Trackmaster, а он едет. Плюс на тот момент только у него был установлен понижающий кит раздаточной коробки, который позволяет медленно передавать на колеса внушительный момент. Это очень способствовало более уверенному передвижению его авто в данных условиях, у меня на Kevlar 37 так не получалось, безусловно сказывался и мой меньший опыт таких поездок. Немного поделюсь об установленной перед поездкой для теста новой версии лебедки фирмы 4х4. Почти до конца второго дня лебежений работала как автомат Калашникова, при затяжных лебежениях мотор не грелся, ручная размотка вполне по силам. Скорость и тяга данной двенашки меня тогда устроила полностью, хотя сейчас мы уже все перешли на более мощные лебедки из проверенных брендовых, сложность поездок обязывает иметь макимальную надежность. Мультитроникс (бортовой комп) с нижней границей по зарядке до 12.8 всего несколько раз ругался, и то в случаях, когда мостами старые пеньки выдергивал. К концу второго дня ручка тормоза начала капризничать, и появились щелчки при разматывании троса как вручную, так и лебедкой. В случае полного выхода лебедки из строя стало бы весьма проблематично вернуться назад к дороге. Было принято решение вскрыть ее для осмотра, часть группы тем временем ушла на пешую разведку местности, время нужно использовать рационально в таких поездках, особенно в короткие осенние дни.

При осмотре потрохов редуктора стружки или осколков не обнаружили и собрали все обратно, так до конца маршрута и отработала с щелчками на размотке, при лебежении все штатно. Небольшое неудобство в пользовании дистанционным пультом – секунд 20-30 и засыпает. Не критично, но неудобно постоянно об этом помнить, и периодически щелкать во время такелажа чтоб пульт не засыпал. Вернувшись, разведка доложила, что завтра сможем пройти около километра и встать лагерем. Это примерно на половине от всего маршрута у одного из озер, что мы завтра и сделали. Потом была окончательная пешая разведка. Увы, она доложила, что в формате нашей поездки, подготовки и провизии, до конца маршрута нам не уложиться. Озеро от нас отделяла небольшая живописная река, с разрушившимися остатками моста. До реки километр сложного ковра, да и после нее километр. Встречающиеся каменные гряды с деревьями иногда были привлекательнее, но объезжая по ним деревья, постоянно попадаешь в бездонные лунки. Лебедки выручали, но в таких местах резко растет шанс серьезных поломок. В случае продолжения прорыва на авто, эта река стала бы самым сложным препятствием, из-за сильно заболоченных берегов и мягкого дна. Строительство мостов и понтонов не входило в наши основные задачи, поэтому решение остановить дальнейшее прохождение колесами было взвешенным и своевременным. Не прекращающийся дождь и мокрый снег лишь усложняли дальнейшее, и так не простое продвижение к намеченной цели. Остаемся базовым лагерем, который по воле случая организован нами на берегу одного из таежных озер по маршруту. Качаем лодки, ловим немного мелкой щуки на ужин. Вечером у костра щучка в фольге да картошечка жареная на огромной чугунной сковороде. Не унываем, есть чего вспомнить и обсудить из прошлых поездок. Душевно конечно, по сути не передаваемо это.

Ранним утром ребята сделали попытку прорыва сплавом на лодке по узкой протоке между озер. Через два часа рубки вернулись с пробитым бортом. Пока попили чайку заклеили борт. Постоянные завалы, острые камни и частые пороги не дали добраться к конечной цели таким способом. Бросить эту затею, пойти отдохнуть, понежиться у костра и просушить промокшие вещи. Можно прилечь в любом месте, и тут же насладиться невероятным вкусом брусники и клюквы, которой вокруг в изобилии. Нет! Это не про нас. Уже к обеду “трое в забродниках” все же добрались пешим ходом до конечной точки этого непростого маршрута. Само озеро гораздо больше пройденных, часовое обследование спиннингами на предмет наличия рыбы не дало результатов, да в принципе не особо и надо. Есть тушенка, крупы немного осталось, картохи с овощами. Мокрый снег с дождем, ветер, вода уже остыла до +4.2 градуса. Рыбка наверняка уже на ямы стала. Ну вот собственно и все, друзья, потом была двухдневная тяжелая пробежка до грейдера. Примерно все тоже самое, только в обратном направлении. Когда уже знаешь, что впереди, можно и головой покрутить, по сторонам посмотреть, насладиться суровой красотой природы Северной Карелии. После выезда из болот на грейдер, на обоих машинах сняли и выпрямили рулевые тяги, из дисков повыковыривали прессованное болото, к полуночи успели в Лоухи, в гостишку.

Много сложных участков не попали в кадр, было много работы как у двоих водителей, так и трех штурманов. Работали все, работали в удовольствие, это и есть настоящий коллективный труд для достижения поставленной цели. Вылазкой остались очень довольны, получен очередной реальный опыт, бесценное общение в правильном коллективе. Спасибо парни, Андрей, Женя, Серега, Алексей! Обязательно вернемся в эти прекрасные места, вновь насладиться и надышаться этим невероятно искренним, сложным, и нереально красивым и заманчивым краем.

#

Описание маршрута

  • Дата поездки – Октябрь 2017
  • Длина поездки – 3600 км
  • Длительность поездки – 9 дней
  • Количество экипажей (участников) – 2 экипажа (5человек)