Закрытие сезона-2020. Воломы

Благодарим Николая Сергеевича Макаревича за неоценимую помощь в подготовке этого маршрута и хлопоты, связанные с передачей клубу «Маршрут» памятного поклонного креста.

Информация о маршруте

Автор: Игорь
  • Дата поездки: ноябрь 2020г.
  • Количество дней: 6, из них ходовых – 6
  • Километраж: 1849 км
  • Количество машин: 4
  • Количество участников: 12, в том числе 2 детей

Выбирая маршрут для закрытия сезона 2020 года, мы обратили внимание на глухие места Вологодской области. Изучили историю и решили посетить Крестовоздвиженский монастырь в Воломах. Здесь в начале XVII века преподобномученик Симон основал небольшой монастырь.

Крестовоздвиженский монастырь в Воломах
Крестовоздвиженский монастырь в Воломах

Сформировалась Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь, которая существовала до 1764 года. За эти годы вокруг монастыря образовались деревни, опустевшие к 1970-м годам. Сейчас деревни давно заброшены: осталось несколько почти развалившихся домов и храм, который восстанавливают по мере возможности. Местность вокруг Волом сегодня — это густые леса и болота, которые редко посещают люди. Более подробно об истории и судьбе Волом можно прочитать на сайте воломы.рф.

Именно туда мы и решили отправиться для закрытия сезона 2020 года.

КЭП «Маршрут». Воломы
КЭП «Маршрут». Воломы

Выбор маршрута

До Волом два маршрута: с севера и с юга. Северная дорога — более «живая», ею до сих пор пользуются немногочисленные паломники. Часть пути они проезжают на автобусе или грузовике, а далее идут пешком несколько километров. Дорога с юга сейчас заброшена и забыта, ею уже давно никто не пользуется. Именно она нас заинтересовала. 

Преподобномученик Симон

Во-первых, эта дорога — исторический тракт, по которому когда-то ходил Симон Воломский. Во-вторых, на этом тракте когда-то стояла небольшая деревянная часовня в честь преподобномученика Симона. Так как подготовка маршрута проходила при активном участии представителей церкви Вологодской области, мы получили благословение на то, чтобы установить памятный крест на месте часовни. 

На полпути от деревни Сараево до Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни Симон останавливался на самом высоком месте на отдых и молитву. Во время подготовки маршрута мы узнали, что лишь один человек из ныне живущих помнит то место с часовней и сможет нам его показать. Зовут этого человека Михаил Ревокатович Рыбин. Он школьный учитель, краевед, автор многочисленных стихов, очень активный, энергичный и приятный в общении человек!


Экспедиция в Воломы стартовала из Москвы 10 ноября 2020 года. В путешествие отправились три Ниссан Патрол и Тойота Ленд Крузер 200. Количество участников — 12 человек, в том числе 2 ребёнка.


КЭП «Маршрут» в Костроме
КЭП «Маршрут» в Костроме

Начало путешествия

Нитка асфальта (845 км, 1 день) проходила через старинные города, некогда известные на всю Русь: Москва — Ярославль — Кострома — Судиславль — Кичменгский Городок.

КЭП «Маршрут»: Москва – Кичменгский городок
Кичменгский городок
Кичменгский городок

От Кичменгского Городка стартовали 11 ноября 2020 года в 9 часов утра. Впереди 40 км грейдера, встреча с Михаилом Ревокатовичем и движение на север по лесовозным колеям. 

Качество грейдера такое, что у одного из экипажей от тряски и вибрации отламывает рулевой демпфер. Благополучно встретившись в назначенном месте с Михаилом Ревокатовичем, выезжаем за крайние деревни, где нас сразу ждёт раскисший под первым снежком грунт.

Экипаж 303 Серый на маршруте Волом
КЭП «Маршрут». Воломы

Выходим на маршрут

Пара подъёмов, и мы приближаемся к старым вырубкам-делянкам. Лесовозных дорог становится всё больше, они паутиной устремляются в разные стороны. Переезжаем бревенчатый настил через ручей, и начинается ориентирование на местности. Идём уверенно, точно по запланированному треку. 

Проезжаем очередную делянку и упираемся в большую лужу длиной метров 20. Это «свиная» лужа: во времена бурной жизни окрестного района рядом была мельница, а в этой луже купались свиньи, отсюда и название))) 

Воломы. Участок маршрута. Тойота и Патрол
Воломы. Лесная дорога

Дальше пошли очень глубокие колеи, приходилось ехать вразрез, чтоб не повиснуть на мостах. Дорога пошла немного вниз, и вот за очередным поворотом заиленная лужа и поваленные деревья. Достаём пилы и прочищаем себе дорогу. Ещё метров 100, и показался выезд из леса. Нам на выбор две дороги: можно между деревьев попетлять или уехать правее — в глиняную колею. Оба направления нас выводят на берег речушки, где когда-то был мост, но весенние паводки его разрушили, и теперь только вброд! 

Воломы. Брод. Тойота
Воломы. Брод через речку

Дно реки твёрдое, уровень воды небольшой: трудностей и промокших салонов не будет. Выезд из реки с резким подъёмом и сразу колея.

Патрули на колёсах 40 и 42 дюйма проезжают без проблем, а вот Тойоту сначала думали лебёдкой тащить. Попробовав несколько траекторий, экипаж смог самостоятельно подняться в крутой подъём. Молодцы! 

Сразу за бродом начинается ещё один, но уже затяжной подъём с раскисшими глиняными колеями и хаотично поваленными стволами деревьев. До нас кто-то когда-то проезжал, но колея и пропиленный коридор не позволяют нам двигаться: слишком узко. Достаём пилы и расширяем путь. Из-за меньшего размера колёс и, соответственно, клиренса, ребята на Тойоте часть склона поднимаются на лебёдке, потом Макс их взял на трос и помог выбраться наверх. Это сэкономило немного времени короткого светового дня.

Воломы. Участок маршрута. Патрол и Тойота
Воломы. Дорога через заброшенную делянку

Но двигались мы всё равно медленно, и начали закрадываться первые опасения, что можем не успеть доехать до места установки памятного креста засветло. Приняли решение разделиться, потому что очень хотелось доехать до нужного места сегодня и по свету. Поэтому Игорь поехал вперёд на разведку — выбирать правильную траекторию движения, а Алексей с Максимом остались страховать Тойоту с двух сторон. 

Половина маршрута

Далее поляна или старая вырубка и ровная дорога с редкими лужицами. Но как только въезжаем в лес, снова начинается мягкая, раскисшая колея, поваленные деревья и лужи по пояс! Так мы и доехали до болота.

Воломы. Участок маршрута
Воломы

Наш проводник Михаил Ревокатович предупредил, что направление по болоту прогачено, главное — не свалиться в сторону. Едем аккуратно, «на цыпочках», и без проблем проходим опасный участок. Из болота выезжаем на противопожарную полосу. Проводник уходит вперёд пешком. Мы почти на месте. Небольшая пешая разведка показала старую дорогу и возвышенность, где когда-то стояла часовня. Мы приехали. Половина нашего маршрута позади. Здесь мы поставим лагерь, переночуем, а завтра утром установим памятный поклонный крест.

Здесь же прощаемся с Михаилом, нашим проводником. Напоследок он рассказал историю этих мест, прочёл несколько своих стихотворений и бодрой походкой ушёл обратно, в сторону дома. Он категорически отказался от предложения подвезти его: «Тут по прямой — ерунда, километров 6 всего», посмотрел на компас и ушёл. Наш проводник — коренной житель, который всё свободное время проводит в лесу: охота, сбор грибов и ягод. Поэтому мы были уверены, что он без проблем вернётся домой.

Ну а мы в последние минуты светового дня разбиваем лагерь и готовим ужин.

Воломы. Лагерь. Световой фонарь
Воломы. Лагерь
Воломы. Лагерь. Костёр
Воломы. Лагерь

Четвёртый день

Утром установили крест и соорудили пару простеньких лавочек из поваленных деревьев. Получилось хорошо, добротно!

Воломы. Памятный крест на месте деревянной часовни в честь преподобномученика Симона
Воломы. Памятный крест на месте деревянной часовни в честь преподобномученика Симона

Собрали лагерь и выдвинулись дальше. Мы рассчитывали, что нужное нам направление будет прочищено, т. к., по некоторой информации, сюда иногда заезжают охотники. 

Основание дороги уже нам привычное, и мы понимали, чего ждать. Колеи были неглубокие, потому что в этой части не было делянок. Но вот лужи по-прежнему были с мягким илистым дном, и мы всё же иногда разматывали лебёдки.

Упёрлись в очередную развилку. Прямо — расчищенная дорога, пригодная для движения, а навигатор говорит, что надо сворачивать в лес, в едва проглядываемую старую просеку. Ставим лагерь.

Воломы. Лагерь. Костёр и чайник
Воломы. Очередной лагерь

Разведка

Пешая полуторачасовая разведка по этому направлению ничего хорошего не обещала. Поваленные старые деревья вперемешку с молодым лесом, там идти-то трудно, постоянно приходится буквально проползать снизу под огромными стволами или перелезать через верх, а нам туда машины тащить. Пройдя километра три в одну сторону и вернувшись в лагерь, собрались командой для обсуждения дальнейших действий. 

Воломы. Пешая разведка маршрута
Воломы. Разведка

Принимаем тяжёлое для себя решение: надо разворачиваться, потому что пропилить этот участок мы физически не успеем за то время, которое отведено на поездку. Посовещавшись над картами, выбираем альтернативную просеку, но она тоже требует разведки. Это уже завтрашняя история, а сейчас — ужин и отдых. День был насыщенным! 

Пятый день

Промозглое утро. Палатки, отлично себя зарекомендовавшие в летний период, совсем не подходили для отрицательных температур. Внутри они были не просто влажные, а мокрые, и это несмотря на то что на входной молнии мы оставляли отверстие для вентиляции. Соответственно, спальный мешок и одежда в местах соприкосновения с палаткой были насквозь сырыми. Просыпаться то ещё удовольствие, учитывая, что встали пораньше, ещё затемно: ведь нам ехать на очередную разведку.

Разведка

Ехать решили на машине Макса с тремя штурманами. В лагерь вернулись через несколько часов: как раз к горячему чаю и вкусному завтраку. Доложив обстановку, начинаем собираться. Дорога предстояла тяжёлая, опять много бурелома — много пилить и таскать.

Воломы. Разведка маршрута
Воломы. Разведка

Участок прокатанной вчера дороги проблем не доставил. А дальше, как всегда: лужи, мягкий грунт, колеи… В какой-то момент у Тойоты появились подозрительные звуки в трансмиссии. Макса с двумя штурманами отпустили вперёд, на расчистку дороги от поваленных деревьев и подбор места для ночёвки. Сами аккуратно продолжили движение, страхуя Тойоту. Через некоторое время под нагрузкой раздался щелчок.

Осмотр подтвердил самые негативные предположения: у Тойоты порван привод. Занимаемся ремонтом прямо на дороге: сухих мест поблизости нет. По щиколотку в грязи общими усилиями пытаемся извлечь остатки внешнего ШРУСа, но всё тщетно: без спец.съёмника ничего не выходит. При помощи болгарки удаляем остатки привода: теперь он не будет подклинивать колесо. Машину оставляем, берём из неё самое необходимое и отправляемся догонять Максима и его экипаж. Темнеет. Благо ехать по колее, оставленной Максимом — одно удовольствие, никуда из неё не денешься =)) До лагеря оказалось совсем немного, менее километра. Да, экипаж Серого уехал недалеко: причиной тому очень сильные завалы в несколько ярусов и быстро надвигающиеся сумерки. 

Воломы. Разведка маршрута
Воломы. 35 колёс явно недостаточно

И снова лагерь в лесу, прекрасный вечер… Тарелка горячего супа очень хорошо бодрит и приводит в чувство! За вкусным ужином, приготовленным Максом, обсуждаем дальнейшие планы. Приходит понимание, что до цели — Волом — мы не доедем. Договариваемся совершить завтра пешую разведку.

День 6

Очередной день, новые приключения! Быстро позавтракав, приступили к осуществлению плана: отправились пешком дальше по просеке. Прошли около четырёх километров, сделали пометки для следующей поездки в эти места и вернулись в лагерь.

Воломы. Лагерь. Костёр
Воломы. Лагерь

Сворачиваем лагерь и выдвигаемся в обратную дорогу, ведь нам ещё предстоит эвакуация Тойоты. Однако Тойоты на месте не оказалось… Дело в том, что вечером ребята, поужинав в лагере, решили ночевать в своей машине. Но видимо, сон не шёл…  

Попытка связаться с ними по рации результатов не принесла. То ли уехали далеко, то ли рации сели. Следы есть, и с дороги им деваться некуда, значит, скоро найдёмся! Проехали несколько километров, а Тойоты всё нет. Удивление нарастает. Показалось затяжное прогаченное болото, а в нём и Тойота с приличным креном.

Воломы. Участок маршрута
Воломы

После недолгого разговора выяснилось, что ребята не хотели сильно тормозить колонну. Они смогли лебёдкой развернуть машину и всю ночь рубились без отдыха. Но вот болото давалось тяжело, они использовали весь арсенал инструмента и спецсредств: троса, блок, сенд-траки, хайджек. К тому же у Тойоты появились проблемы с рулевым управлением. Мы помогли ребятам выбраться, Максим взял машину на трос, и все вместе продолжили движение. 

Воломы. Участок маршрута
Воломы

Выбравшись на твёрдое, все были в прекрасном настроении от поездки и проведённого времени. Немного подкачав колёса, выдвинулись в сторону Кичменгского Городка. А дальше дорога домой…

Воломы. Конец маршрута. Кичменгский городог. Общее фото экипажей КЭП Маршрут
Кичменгский городок

Мы не смогли доехать до Волом, зато отлично провели время в кругу друзей. Сделали хорошее дело, установив поклонный крест. Разведали маршрут и набросали планы на следующую, уже запланированную, поездку в Воломы.

Саша и Сергей, вам огромный привет! Надо сказать, что случайных встреч не бывает и мы уже построили совместные планы на 2021 год. А в Воломы мы ещё обязательно вернёмся!

7 Responses

  1. С севера от Полдарсы подъехать значительно легче. Я почти доехал на Кадиллаке. К сожалению не могу присоединить фото.

  2. Интересно посмотреть на карте ваш маршрут.

  3. Этим 2021 летом будет юбилей у Симона, 380 лет после его мученической кончины.
    В Полдарсах престольный праздник и от туда ехать намного проще, но тоже одни леса.
    Если Бог даст, мы обязательно приедем на праздник в Полдарсы на службу, а потом все вместе отправимся к Симону на Воломы.
    Приезжайте к нам, будем вас ждать!

    1. Здравствуйте! Лето было очень насыщенное по поездкам: посетили и Карелию, и Кольский. В Воломы съездили на закрытие сезона, в октябре.

  4. Здравствуйте, моя бабушка с 1893 года рождения, говорила, что из Сараева ходили в Устюг через Воломы, что намного ближе чем через Кич-Городок, уж не тот ли маршрут, по которому шли вы?

    1. Здравствуйте!
      Тогда дорог-то современных не было! Не было выбора идти по асфальту или по грейдеру. Шли, как короче! Если через Воломы шли, то вполне возможно, но точно не скажем, т.к. в связи с массовой вырубкой леса, дорог очень много!

  5. Благодарю за информацию, за ностальгию по родным местам.
    В Сараево с Волом я ребёнком ходила с мамой за продуктами, летом-пешком, зимой на широких лыжах..
    Еще раз спасибо! Удачи вам, храни вас Бог!

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *