Закрытие сезона - 2022

Автор: Алексей

Предисловие

Эта история родилась в начале лета 2022 года, когда сидя вокруг костра и глядя на языки пламени, облизывающие дрова, мы вели неспешные разговоры о наших маршрутах, сбывшихся и предстоящих. Разговор протекал неторопливо и «вкусно». Мы в деталях вспоминали разные курьезные и смешные ситуации, в которые попадали за годы наших совместных экспедиций: и как по болотам на Вешкаярви ехали 1.5 км в сутки, и как с мишками встречались, и как потом песни пели хором на всю тайгу про Бременских музыкантов, и как накупались в Баренцевом море на мысу Немецком…

– А где это? – Спросил Рома. – Где этот мыс?

Андрей пропилил Романа взглядом вдоль и поперек, как Джедай своим лазерным мечом.

-Ты что, на Рыбачем что ли не был???

-Нет, – тихим голосом, будто извиняясь, ответил Роман.

Мы переглянулись с Андреем. Надо ехать! Решено!

Вот вам пример того, как зарождаются маршруты.

Вернувшись из центральной поездки на Карское море, мы опять подняли этот вопрос:

-Ну что, едем на Рыбачий?

-Едем! Решили же! И сами давненько не были, и Ромке показать! Тем более сколько раз мы там бывали, а фильма до сих пор так и не сделали. Да и маршрут несложный, и в рамки Закрытия укладывается!

Но просто проехать полуостров – это очень короткий и быстрый маршрут, и мы решили его немного разнообразить. Об этом и будет моя история! Как обычно, наливайте чаёк-кофеёк, и погнали!

Направление на север

Старт 23 сентября, традиционно в 5:00 до утренних московских пробок. Маршрут разбили на две части: первую мы едем в два экипажа – мой и Максима, а вторую часть от Мурманска едем уже в 4 машины: к нам присоединяются экипажи Андрея и Сергея Неверова.

Неожиданная встреча

С Максимом и Женей встречаемся в Переславле-Залесском на «нашей» АЗС Роснефть. Здесь же и первая встреча с Артёмом. Он построил свой график движения так, чтобы с нами пересечься. Позитивно пообщались полчаса, Артем одарил нас подарками в виде форелевых блёсенок, чему мы очень обрадовались и, попрощавшись, продолжили движение.

Погода кайф: +12, сухо и пасмурно. Лучше для поездок и не придумаешь! До Ярославля долетели, даже не заметили. Навигатор повел через город, какими-то дворами и закоулками. Никогда так не ездили за все годы путешествий…

От Ярика до Вологды рукой подать, звоним Ивану, чтобы подтвердить встречу и совместный обед. Он подтверждает. Встречу запланировали в придорожном кафе «Баранка», что в Майском. Подъезжаем, Иван уже на месте, ждет нас. Очень приятно начинать знакомство с пунктуальными людьми! Прошли в кафе, в зале было безлюдно, устроились за понравившимся столиком и за обеденной трапезой неспеша пообщались. От встречи осталось очень приятное послевкусие, во всех смыслах! Иван недавно вернулся с полуостровов Средний и Рыбачий и поделился с нами некоторыми локациями для рыбалки. Спасибо, Иван!

Встреча с Иваном

Едем дальше. Следующая остановка на реке Кема. Там нас ждет Михаил Березин (Вологодский путь) из Вологды, который в своё свободное от работы время решил отправиться на рыбалку.

Надо сказать, что такие встречи мы начали планировать и вносить в наш график движения совсем недавно и нам это очень понравилось: во-первых, на таких остановках отдыхаешь от дороги; во-вторых, знакомишься и вживую общаешься с новыми людьми. Живое общение, лично для меня, в сто раз важнее дистанционных переписок в социальных ресурсах. При личном контакте можно понять человека, дать ему раскрыться, понять его посыл и эмоцию. В переписке этого добиться трудно или невозможно.

Локацию Михаил нам сбросил заранее, поэтому нашли его быстро и с первой попытки. Познакомились, выпили чай со сладостями, позавидовали его улову, пообщались на общие темы и, пожелав друг другу всех благ, поехали дальше, на север.

Встреча с Михаилом (Вологодский путь)

В этот день мы проехали 992 км и встали на ночлег на берегу Онеги. Даю наводку на классное место для ночевки: в сторону Медвежьегорска поворот налево, напротив поселка Лобское, 3 км в сторону Онеги и СТ Пигматка. Не доезжая метров 700 до Пигматки берите правее и там ищите любую отворотку к воде. Места шикарные! Мелкий песок, чистая вода, много полянок, подходящих для стоянки. На одной из таких полянок мы остановились. Поставили палатки, накрыли стол и развели небольшой костерок для комфорта.

Как же приятно спать (и просыпаться) в палатке на свежем воздухе! Это замечаешь лишь в первый день, потом уже привыкаешь и относишься к этому как к норме. Обратный процесс зеркальный, но со знаком минус, когда просыпаешься дома после первой ночи. И матрас хороший, и подушка правильная, но со сном на земле ничто не сравнится!

Завариваем чаёк-кофеёк и слышим приближающийся и такой знакомый звук ЗД30. Это семья Прониных в составе 4-х человек едет к нам на завтрак! Они возвращались домой после путешествия по северной Карелии. Как водится, пообщались, жаль, что недолго и продолжили свои маршруты, каждый в свою сторону.

Встреча с семьей Прониных

Следующая остановка на трассе в районе поселка Кочкома. Здесь встречаемся с многим знакомым, старейшиной Патрол-движения, Валерой (Корень). Мы давно дистанционно знакомы по форумам и чатам, но вживую встретились впервые. Сочиняя эти строки, я поймал себя на мысли, что все наши встречи на маршруте были исключительно максимально позитивными! Все люди разные, абсолютно разные, но эмоции от общения с ними – одинаково положительные! Прощаешься с ними как со старыми, добрыми друзьями, а не как с новыми знакомыми. Это кайф!

Валера приехал на встречу с подарками. Один подарок, приготовленный его супругой, мы умяли, не отходя от капота его автомобиля=)) Вкуснейший пирог-манник со сгущенкой! Спасибо огромное!

Встреча с Валерой aka Корень

Темнеет в это время года уже рано, поэтому решаем встать лагерем пораньше и посидеть у костра. Настроение было лирическо-сентиментальное, видимо навеянное встречами! Находим отворотку с трассы направо, едем пару километров вдоль реки Кузёма до ближайшей полянки. Место подходящее! Видимо, стоянка рыбаков. И от трассы недалеко, и костровище есть, и палатку ставить удобно – всё ровное! Тут мы встретили закат, приготовили гороховый супчик с копченостями, вдоволь посидели у костра, построили планы на завтра и разошлись по спальникам.

Следующая наша точка для посещения – гора Волосяная. Куда мы и отправились сразу после пробуждения и завтрака. Кто не был, рекомендую посетить! Конечно, есть горы и повыше, и покруче, но у этой горы, определенно, есть свой шарм! Ловите фоточки!

гора Волосяная
Кандалакшский залив
Кандалакшский залив
гора Волосяная

У подножия есть удобная стоянка, где можно оставить автомобиль. Дорога на вершину занимает около 2-х часов с остановками и фотосессиями. Набор высоты около 250 метров. По дороге случились две встречи с продолжениями=) Расскажу по порядку: идём наверх, обсуждаем планы, делимся мыслями, смотрим то под ноги, то по сторонам, здороваемся с идущими навстречу туристами, такими же, как и мы, они отвечают взаимностью. Всё вежливо, приветливо и шаблонно. Кроме одного человека, который, поздоровавшись с нами и пройдя уже метров десять вниз, остановился, обернулся к нашей группе и спросил у Максима: «А вы случайно не Максим?» Всех это удивило, и все ждали продолжения, потому что этот вопрос прозвучал так (по крайней мере нам так показалось), будто Макс что-то пообещал человеку и не выполнил, а потом пропал и вот снова встретились…=)) Пауза. Попутчик, видимо, уловил наши эмоции и поспешил продолжить: «Я вас знаю, я ваши фильмы смотрю, живу тут неподалеку, я из Полярных Зорь, зовут Евгением». Вот так вот встретились на горе. Чудно и приятно!

А когда мы после прогулки вернулись к машинам, то под дворником обнаружили подарок с запиской. Не знаю, что ценнее, подарок или слова в записке, но приятно безумно и то, и другое! Спасибо, Евгений!

Вторая встреча случилась уже на спуске. Девушка с ребенком спускалась параллельно с нами. Дорога одна, причем узкая, с камнями, ступеньками, корневищами и локальными ручейками. Обгонять друг друга очень неудобно. Не помню как, но мы разговорились. Девушку зовут Анна, она из Москвы, но переехала в Апатиты, зимой работает инструктором по сноуборду. Слово за слово, выясняется, что у нее есть свободная квартира, в которой она нас может разместить. Всё складывается идеально, как пазл и очень вовремя. Если что, контакты в личку. Пароль: Клуб Маршрут!

Но до ночевки у нас есть еще запас светового дня, и мы, по советам наших друзей, отправляемся посетить озеро Гольцовое, что в Хибинах. Дорога красивая, с точки зрения оффроуда 1/20. 

Хибины

Проехать можно практически на любом кроссовере. С одним исключением – это последний километр, где дорога идет между двух озер: Гольцовое и Щучье. Там есть пара глубоких (для кроссовера) мест и один бродик с очень заиленным дном. В котором я на 40-х колесах, пусть и проехал, не включив задней передачи, но побуксовал, выдавливая колесами ил выше уровня воды. Глубина около метра. Говорят, есть другая, объездная дорога, она проще, но мы по ней не ездили, сказать ничего не могу. Само озеро шикарное! Виды потрясающие! Однозначно советую к посещению. Дорога идет еще дальше, но мы не поехали. Остались на перекус и пару раз бросили блесну в воду. Фоточки к просмотру.

озеро Гольцовое
озеро Гольцовое
озеро Гольцовое

Обратно, уже зная дорогу, долетели до Кировска за час двадцать. Заселились в квартиру и пошли прогуляться и посетить одно заведение, которое нам рекомендовали несколько разных людей. Это ресторан (кажется, ресторан) Гамарджоба. Рекламирую изо всех сил! Всё понравилось, очень душевное место. Мы там зависли на много часов. Всё перепробовали и как волк (волки) из мультика ушли сквозь плетень в сторону дома.

Утром решили задержаться в городе, чтобы посетить самый северный Полярно-альпийский ботанический сад-институт. 

Полярно-альпийский ботанический сад-институт, г. Кировск

Мы про него давно знали, но как-то было всё не вовремя, никак не находили время для посещения. Решили исправить этот пробел. Заказали экскурсию. Скажу коротко: экскурсия полнейшее недоразумение (максимально мягко сказал). Информации ноль. Ни на один вопрос не получили ни одного ответа. Только заученный текст, причем абсолютно неинтересный: в каком году открыт, пару фамилий и что нужно кричать, если встретим медведя. Всё. Буквально всё. Надеюсь, что есть другие, более квалифицированные экскурсоводы. Если бы стоимость посещения была рублей 200-300 с человека, еще бы ладно, но мы за четверых заплатили 6000р. Мы не то что бы очень бедные, но несоответствие стоимости и качества предоставляемой услуги на лицо! Если оставить этот нюанс за скобками, то один раз сходить самостоятельно можно было бы, но нельзя. Без сопровождения запрещено находиться на территории! Наверх ведет самая обычная тропинка, петляя между деревьев и камней. Подъем занимает минут 40-60. Сверху открывается красивый вид на озеро Большой Вудъявр, на город и окрестности. 

Еще на горе растет вкусная и спелая брусника, набрал полные карманы и ел всю дорогу – запасался витаминками.

Спустившись и очень деликатно выразив свои мысли на камеру, встретились с Алексеем из Апатит. Он так же, как и мы любит путешествия и с недавнего времени владеет Патрулем, так что у нас было, о чем поговорить! Мы с ним на следующий день встретились еще раз, но эта история из разряда «что было в поездке, остается в поездке». Вот так вот: заинтриговал и бросил =)

Встреча с Алексеем

Покинули Кировск, проехали Апатиты. Думали, куда бы нам отправиться дальше? Варианты были набросаны заранее на бумагу. Я не бывал ранее восточнее Мурманска. Кроме Максима, из нас там никто не бывал. Решили съездить. 

Но не в Териберку. И не в Дальние Зеленцы. Мы решили максимально проехать, докуда возможно. Это губа Порчниха, мыс Скала с видом на Большой Олений остров. 

остров Большой Олений

Дальше дороги нет. Есть отворотка от Порчнихи на Юг, пунктир просматривается несколько километров, в сторону озера Большое Колосозеро. Но мыс нам показался значимее! И мы не ошиблись! Во-первых, это конечно же виды! Я не поэт и не писатель, поэтому сразу ловите фоточки: моего словарного запаса не хватит, чтобы передать всю эту красоту и мощь увиденного! Больше будет только в фильме.

Порчниха
Порчниха

мыс Скала
Баренцево море

Отсняв фото- и видео-материал и вдоволь налюбовавшись, спускаемся чуть ниже, к машинам и месту лагеря. До захода солнца минут 30, не больше. Подъезжает машина – зеленая «буханка». Выходят трое в «цифре», вежливо представляются пограничниками, предлагают посмотреть их документы и просят взглянуть на наши. Если бы все так проверяли документы, то конфликтных ситуации вообще никогда бы не было! Проверка документов затянулась на полчаса и перешла в обмен опытом и просмотром фотографии… Душевно пообщались. То ли нам везет на людей, то ли нам такие встречаются! Беседу прерываем, так как стремительно темнеет, а нам надо лагерь поставить и подготовить все для ужина. Пожали руки.

На сковороде лук с морковкой обжариваются, в кастрюле макарошки варятся, слюни текут в предвкушении… Из темноты к нам приближаются три фигуры. Кроме, как к нам идти некуда, дальше физически нет дороги.

-Здравствуйте, мы с вами знакомиться пришли, Алексей!

Я пожимаю протянутую руку и говорю:

-Я тоже Алексей!

Человек: Я знаю, что вы Алексей! =) Я Игорь! Мы с телеканала «Глазами Туриста», уже уезжали с Порчнихи, но пересеклись с пограничниками, и они нам сообщили, что на мысу Клуб Маршрут стоит, ну мы и развернулись в вашу сторону, чтобы познакомиться.

Гостей было трое: Игорь (Уфа), Юра (Мелеуз) и Илья (Санкт-Петербург).

Встреча была настолько случайная, что даже один случай на миллиард был бы вероятнее! За душевными и максимально позитивными разговорами поспел ужин. Ели из одного котелка. Мы вместе были не дольше часа, но, когда парни уходили, было ощущение, что нас покидает часть нашей команды. Как бы странно не звучало, но это именно так. Прощаться не хотелось. Парни, привет вам!

Артефакты на берегу

Утро следующего дня было ясным и ветреным. Окружающие нас виды в лучах солнца были достойны кисти художника! Мы позавтракали, собрали лагерь и направились в сторону Мурманска: сегодня вечером встречаемся с двумя догоняющими экипажами. Путь до трассы занимает около 3-3.5 часов. Дорога состоит из участков с разным покрытием: где-то асфальт, где-то грунтовка, где-то отсыпана щебнем, местами есть пара ручейков и пара мостиков. Учитывая, что ребята с ГТ успешно и без поломок проехали на самом обычном Хундай Туссан, ничего сложного в дороге нет. Трясет местами разве что.

Но судьба или случай распорядились по своему усмотрению. Отъехав от места стоянки пару километров, мы уперлись в стоящую на нашем пути, прямо по середине совсем неширокой дороги, Ниву. Очень странно, подумали мы с Романом вслух. Я начал объезжать ее слева по обочине, с хорошим креном. Перед капотом возникла фигура человека. Я еду с креном. Они оставили машину так, что ее хрен объедешь, еще и под колеса бросается! Было желание высказать всё, что я думаю, касаемо их поведения, и уже нажал кнопку опускания стекла, но человек меня опередил, подобрав очень емкую фразу, которая все объясняла, и я остыл: «У нас мотор клина словил, помощь нужна». Парни поехали на рыбалку, мотор начал капризничать, а потом встал окончательно. Достаем трос, цепляем Ниву и тащим в Дальние Зеленцы. 

Не планировали мы в них заезжать, но так случилось, что посмотрели! Как водится, обменялись контактами, пожелали друг другу удачи и двинулись дальше, в сторону Мурманска. Нам еще сегодня до приезда ребят нужно успеть в магазин заехать, докупить продукты. Времени немного. Ускоряемся.

Дальние Зеленцы

По дороге планировали место для ночлега. Решили остановиться в гостинице или снять дом. Мы редко так поступаем, но тут всё к одному: ребятам с дороги отдохнуть, всем помыться-побриться перед второй частью маршрута (в ручье, конечно, тоже можно, но хотелось комфорта в виде теплой воды), замариновать мясо и зарядить все гаджеты, которых у нас тьма-тьмущая.

И опять нам повезло, на объездной дороге, находим потрясающий домик, который нас всех вместил. Домик небольшой, но чистый, аккуратный, новый и очень комфортный. Находится в ДКП Кола. Кому надо, контакты через личку или через почту. Это снова типа реклама=)

Утром уже в полном составе выдвигаемся в сторону Титовки. Ночью был заморозок, машины во льду, все вокруг блестит, солнце светит, красота!

По дороге заезжаем на мемориал «Долина Славы» возложить цветы погибшим войнам. Тяжелое место.

Долина Славы
Долина Славы

Далее КПП и поворот направо. Сделали остановку, чтобы перекусить, спустить давление в колесах. Пока стояли, увидели кучи напиленных деревьев (корявая северная березка) после санитарной чистки. 

Взяли на костер полкуба. Дальше с дровами тяжело будет, пригодится! Дорога с последнего нашего визита не изменилась: те же лужи, те же ямы. Быстрее 30 км/час не разгонишься. Плетемся, качаемся на дорожных волнах, как корабли.

Хотели повернуть налево, на Швабскую дорогу, но не судьба – идет масштабная стройка, на дороге работает техника, дробят породу, которой потом и отсыпают. Вообще техники, по сравнению с прошлым, стало очень много. Если 10 лет назад встретить кого-то – это событие, то сейчас вся западная сторона, вплоть до Немецкого и Кекурского, сплошное движение! Машины встречаются каждые пять минут, а то и чаще… 

полуостров Средний

К вечеру доехали до западной части Среднего, где и заночевали. Ночью было -3.

полуостров Средний

2 октября. Проходим около 50 км от места ночевки, через перешеек, на западную часть Рыбачего, через мыс Немецкий и мыс Кекурский, и встаем вынужденно на реке Зубовка.

Вынужденно, потому что в луже одна из машин пробивает колесо, предположительно арматурой. В отверстие легко проходит палец. Поменять колесо – это время, а тут и река знакомая, и место, на котором мы стояли в 2014-м году. В этой же луже застрял военный Камаз, которого мы тогда спасали. Колесо жалко, почти новое. Прокол по внутренней части, в бок, ближе к диску…

В общем встали мы лагерем, собрали спиннинги, десять минут побросали. Ничего. Тишина. Пошли ужин готовить.

Утром следующего дня мелкий дождик, но без ветра, так что комфортно. Едем мимо Цып-Наволока, к маяку и части не подъезжали в этот раз, прошли транзитом. 

Остановились на реке Аникиева для съемок нужных нам кадров для фильма, пейзаж был подходящим. Пока шли съемки, Максим, не теряя времени, собрал спиннинг и пошел бросать блесну в море. Ну и что вы думаете? Каждый второй заброс был результативным! Ловилась сайда, мы так решили. 

Ловилась очень азартно, но я за спиннингом не пошел. На двоих кайфа может не хватить, так что пусть Макс душу отведет. Он поймал 18 штук, по 2 на каждого, за 30 минут!

Рыбу потом закоптили. Очень вкусная оказалась! Я ранее никогда ее не ел свежей, только из банки.

На восточной части сколько-нибудь свежих следов машин нет вообще. Редкие от квадриков есть. Других нет вообще! Эта часть полуострова в этом плане выгодно отличается от западного. Да и виды здесь поярче! 

полуостров Рыбачий. Восточная часть
полуостров Рыбачий. Восточная часть

К вечеру встаем лагерем на Большом Корабельном ручье – это между мысом Городецким и Монастырским. Как и днем ранее,пробег чуть больше 50 км. Дорога есть, отчетливая, ехать можно без навигатора, не заблудитесь. Если говорить про подготовку авто для этой части полуострова, то для тяжелых машин, типа Патрулей или 100/105 Тойот, я бы не рекомендовал меньше 35″. 

полуостров Рыбачий. Восточная часть
полуостров Рыбачий. Восточная часть

В отличиие от западной части, куда можно доехать на чем угодно. Мы, например, на Кекурском встретили стоковые МПС, Прадо и даже РАВ4! Шоссе. На восточном берегу им там даже близко делать нечего. Комфортно ехать на 37″. В нашем коллективе Сергей как раз был на этом размере. Ехал без проблем, не считая болот, но в них по разу-два все позастревали: и я на 40″, и Макс на 42″. Но любое болотце можно объехать краем, нам же хотелось по середине. Не спрашивайте почему, просто хотелось. =)

На Корабельном виды сумасшедшие! Рекомендую!

От Корабельного дошли до Эйны. Это 22.5 км. По пути сделали остановку на Моче, попытать счастья в рыбалке. Оно не улыбнулось, ну и ладно. 

В Эйне воды почти не было. Людей не было совсем. Ни души. Видимо сезон закончился. Тремя неделями раньше в этом месте было как в московском метро в час пик. Здесь до утра жгли костер, доедали (допивали) вкусняшки, одним словом королевская ночь. Кто в курсе, поймет!

После Эйны снова асфальт. К обеду прошли Титовку и направились на юг, в сторону дома. Ночевали уже в Лоухах.

Таким было наше Закрытие Сезона Путешествий 2022 года.

ПробегКоличество экипажейКоличество человек
4900 км49

П.С. 6 октября остановились в Вологде. Наш любимый (уже нет) отель История, в котором мы по случаю останавливаемся был занят и благодаря этому у нас появился новый любимый отель – Линь! Чет меня на рекламу пробило в этот раз=) Ну и ладно, хорошие места (и плохие тоже) должны быть известны! Линь – кайф! В нем мы отметили мой 41-й день рождения! Отметили весело, вкусно и позитивно! Всем спасибо и до новых путешествий. Ваш Лё. 

5 Responses

  1. Алексей, спасибо за повествование!
    Недавно в Тучково увидел патруля с клубной символикой. Дождался хозяина. Так приятно было встретить в живую члена вашей команды что я даже забыл познакомиться! из твоего рассказа понял что скорее всего это был Сергей на 37-ых колесах и расширители арок у него не как у вас а типа на клепках))) так вот! Сергею тоже спасибо! Теперь у меня в бане есть камень с берега Северного Ледовитого океана

    1. Привет, Анатолий! Такие встречи всегда имеют продолжение…! =)

    2. Да, по всем признакам это был Сергей! Приятные встречи!=)

  2. Привет-привет, Анатолий!
    Правильно угадал) Очень приятно было встретить единомышленника 🙂
    Пускай камешек с холодных берегов дает побольше жара в бане 😉

    1. Спасибо! Рад знакомству!

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *