Не нужен бродягам дом и уют,
Нужны — океан, земля….
(Муся Тотибадзе)
Прошло 11 месяцев с нашей прошлогодней поездки на северо-восток вологодской области. И вот мы собираемся в эти места снова. Причин несколько:
> во-первых, лично мне близки родные вологодские просторы;
> во-вторых, тогда мы не смогли дойти до поставленной цели – Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни, где преподобным Симоном был основан небольшой монастырь на берегу живописной реки Кичменьги.
Но зато мы узнали многое про историю этих мест и познакомились с очень интересным человеком – Михаилом Ревокатовичем Рыбиным, который поведал нам и про край, и про события, связанные с Симоном Воломским. Места там глухие, малолюдные. Сейчас из активной деятельности осталась только лесозаготовка, о которой напоминают курсирующие туда-сюда лесовозы и охотники, посещающие эти богатые зверем места.
Собираться начали за месяц, практически сразу по возвращении с Кольского полуострова. На старте 7 экипажей и 16 человек! Коллектив собрался из разных городов: Москвы, Подольска, Санкт-Петербурга, Вологды и Костромы.
Никогда еще команда не была такой «интернациональной». Уже знакомые вам по предыдущим поездкам байкеры Саша и Володя в этот раз приехали на вездеходе собственного производства по прозвищу «Слон», на колесах низкого давления размерностью 1300*700.
Саша Пахотин за этот год сменил Тойоту-200 на Ленд Ровер Дефендер-90 и готов к реваншу! Машина очень хорошо показала себя в поездке на Кольский полуостров. К сожалению, его брат и штурман, Сергей не смог к нам присоединиться =(
Из новеньких – Нива 21214 на 31″ колесах. Для нас этот автомобиль незнаком, будем осваивать в боевых условиях! Остальные автомобили вам уже знакомы по предыдущим поездкам или фильмам:
- Ниссан Патрол – 205, Сергей Ситников.
- Ниссан Патрол – 130, Алексей Пищугин.
- Ниссан Патрол – 796, Андрей Софич.
- Ниссан Патрол – 080, Игорь Карпов.
Старт назначен на 2 октября. Выезжаем из Москвы традиционно в 5:00. Это наше любимое время старта: мы гарантировано покидаем город без пробок в любой день недели, а также не ломаем свой суточный режим. Очень удобно! Основная встреча экипажей в 7:00 на уже знакомой АЗС Роснефть на выезде из Переславль-Залесского. С экипажем Нивы мы встречаемся в Костроме, по месту жительства водителя. С мотоциклистами-вездеходчиками встречаемся на месте первой ночевки, на берегу реки Тавта, что в 30 километрах на северо-запад от Кичменгского Городка.
Асфальтовая часть прошла планово и без приключений. В Кичменгском Городке заправляемся, параллельно скидываем давление в шинах и докупаем оставшиеся продукты – хлеб, воду, молоко, муку. До Тафтинского наволока идет грейдер, который в этот раз нам показался гораздо ровнее, чем в прошлом году, поэтому за час мы доехали до места съезда на грунтовку.
Ночью в свете фар рельеф кажется более устрашающим, чем есть на самом деле, поэтому на всякий случай хабы переводим в положение ЛОК, а городскую обувь меняем на резиновые сапоги. Я первый. На высоком для мокрой глины давлении машина плохо держит прямую и то и дело скользит боком. Обороты держу низкие, чтобы сохранить кузов автомобиля в чистоте, а, следовательно, и свою одежду, хотя бы на время первого лагеря. Доезжаем до запланированного места встречи, осматриваемся: отличная большая поляна на возвышенности – все уместятся, а в случае осадков не подтопит наш палаточный лагерь. Одна незадача – байкеров нет! Потеряться невозможно, тем более таким опытным путешественникам, значит, еще не доехали. Надеемся на скорое их появление, ставим палатки и параллельно собираем на большом общем столе остатки еды, которую каждый брал с собой в дорогу. Дождик, который периодически нам досаждал, перешел в мелкую морось, а затем и вовсе прекратился, а на небе показались звезды, значит, давление растет, возможен заморозок.
Весь день в дороге, постепенно начало приходить чувство усталости, а после плотного ужина еще больше захотелось залезть в уютный спальник и заснуть в компании чистого воздуха и звуков ночной природы. Так я и поступил. Байкеров нет. Связи нет. Утро вечера мудренее…
Только я лег и устроился поудобнее, как зазвонил будильник, на часах – 7:00 =) Вылезаю из палатки, поляна при свете дня выглядит немного иначе, чем ночью, осматриваюсь, на краю нашего лагеря стоит грязный по уши «Слон» и его тягач – Тойота семидесятой серии, по кличке «Зебра», тоже изрядно попачканная… Спешу здороваться с экипажем, давненько не виделись! В их команде пополнение – пёс хаски по кличке Жухрай и его хозяин Владимир, он же «Борода».
Вечер и ночь у них оказались нескучными. На место сбора со стороны Вологды есть две основные дороги: длинная асфальтовая и короткая грунтовка. Угадайте, какую они выбрали? «Дорога» оказалась настолько плохой, что, проехав несколько километров, пришлось снимать с прицепа вездеход и уже за ним цеплять 70-ку с прицепом. На этот участок они свернули в 12 часов дня, а приехали на место нашего лагеря лишь в 2 часа ночи!!! Нормально путь срезали, по-нашему=) Самое главное, все в сборе! Достаем газовые плитки, на двух из которых готовим яичницу, а на третьей завариваем душистый чай в большом походном чайнике. В 9:00 лагерь собран, и мы продолжаем движение по грейдеру в сторону села Сараево, где у нас запланирована встреча с Михаилом Ревокатовичем.
Днем дорога гораздо живописнее, чем ночью: лес оделся в красно-желтый наряд, по брегам рек с неспешным течением, расположились ухоженные деревенские дома – очень атмосферные виды! А вот и наш добрый знакомый встречает нас на дороге. Как и в прошлом году он бодр, строен и полон энергии! Тепло поздоровались, обменялись информацией за год, что не виделись, и под интересные рассказы пошли на экскурсию, знакомиться с селом Сараево. А посмотреть есть что! Все рассказывать не стану, увидите в фильме, здесь приложу несколько фотографии из музея и церкви.
За рассказами Михаила Ревокатовича время летит незаметно, а у нас впереди еще запланирован на сегодня участок дороги до реки Шепшеньга, вынуждены прощаться, хотя еще бы слушали и слушали его — рассказчик он превосходный! Наполняем емкости водой из колодца (для приготовления пищи) и выдвигаемся в направлении Баклановской мельницы. Время за полдень, а день осенью короткий, в 17:00 нужно вставать лагерем, по темноте ехать неправильно. За крайней деревней делаем остановку, переодеваемся в рабочую одежду и готовим автомобили к работе на бездорожье: спускаем колеса и разматываем лебедки. Колонна готова, стартуем!
Дорога направляется в лес, начинают попадаться глиняные лужи разной глубины и заболоченные участки, но трудностей у нас это никаких не вызывает, и километры один за другим пролетают достаточно быстро!
На живописном участке остановились для фотосессии и легкого перекуса. Сверяемся с картами, идем верно опережая график. В качестве основного препятствия ждем брод через Шепшеньгу. На спутниковой карте их несколько, на небольшом расстоянии друг от друга. Видимо, сначала пользовались одним, затем сделали объездку – признак того, что могут возникнуть трудности при форсировании, плюс непонятна глубина брода. У нас в команде Нива, а она не высокая, и если для Патролов 1,5 метра — это норма, то для Нивы — серьезное препятствие! Также на дне таких рек часто встречаются остатки гати или мостов, которые могут доставить дополнительные неприятности. Ко всеобщему удивлению, брода как такового не оказалось. Узенькая речушка, засыпанная горбылями и нетоварным лесом. Проезжаем как по асфальту. Даже неинтересно. Настраивались на трудности, на борьбу с препятствием, а тут такое… В этом месте, сразу за «бродом», у нас по плану ночевка. Хоть время еще и позволяло проехать несколько километров, мы не стали этого делать, а начали обустраивать лагерь, тем более место для этого очень подходящее: широкий перекресток двух дорог на возвышении. И места всем хватит, и сухо! Ставим походный стол, разжигаем костер, приступаем к приготовлению ужина! До отхода ко сну времени много, поэтому отведем это время на общение и обмен новостями! Разошлись по палаткам, как водится, далеко за полночь… Было здорово!